16 января 2018, 18:57

На страже свежих продуктов: в Госдуме хотят запретить магазинам возвращать просрочку производителям

Читать 360tv в

-

Законопроект, защищающий права покупателей и отечественных производителей, внесен в Государственную думу. Об этом заявила заместитель председателя Госудумы Ирина Яровая, выступая на пресс-конференции.

Возврат нереализованной продукции противоречит экономическим интересам страны и наносит прямой ущерб добросовестному отечественному производителю. Прямой ущерб производителю — это прямой ущерб и покупателю, поэтому, защищая производителя, мы прежде всего защищаем российского покупателя — Ирина Яровая.

Депутат отметила, что прямые убытки производителя приводят либо к разорению, сокращению производства и рабочих мест, либо к снижению качества и уменьшению ассортимента и объема производства, что негативно сказывается на конечной стоимости товара. В свою очередь полный запрет на возврат продуктов даст отечественным производителям новые возможности для развития производства, расширения ассортимента, повышения качества продукции и защитит права покупателей.

Законопроект внесен группой депутатов и сенаторов, которые состоят в федеральной мониторинговой группе «Честная цена». Поводом для разработки закона послужили последние проверки группы в 75 регионах страны. По ее данным возврат нереализованной продукции по хлебопекарным предприятиям в отдельных случаях доходит до 50%, а по предприятиям мясной продукции — до 30%. В денежном выражении потери хлебной промышленности от возврата товаров составляют до 80 миллиардов рублей ежегодно.

Ритейл не возражает

Законодательный запрет на возврат нереализованной продукции уже поддержали в Минсельхозе, ФАС и Роспотребнадзоре. Любопытно, что с нововведением согласились и некоторые крупные торговые сети. Так, «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» уже перестали отправлять простроченные товары производителям, рассказали редакции «360» в X5 Retail Group, владеющей данными торговыми сетями.

С июня 2017 торговые сети под управлением X5 отказались от возвратов хлебобулочной продукции производителям, поскольку в этой отрасли такая практика распространилась слишком широко, использовалась отдельными поставщиками как инструмент недобросовестной конкуренции и мешала всей отрасли — сообщение X5 Retail Group.

По другим группам товаров, в числе которых скоропортящиеся мясные и молочные продуты, обратная отправка производителям прекратилась с начала текущего года. При этом некоторые компании, заинтересованные в выкупе нереализованной продукции в пределах срока годности, настаивают на возврате товара, отмечают в пресс-службе X5 Retail Group.

Примеру компании последовали и другие продуктовые сети. Так, «Ашан» еще несколько лет назад оптимизировал поставки хлеба и принял решение работать с его поставщиками без возвратов. Сеть «Дикси» также работает над минимизацией возвратов непроданной продукции и договаривается с поставщиками об объемах поставок заранее, что позволяет избежать порчи продуктов на полках магазинов.

Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), отказ части магазинов от возврата нереализованных хлебобулочных изделий позволил за первое полугодие 2017 года сэкономить пекарням порядка пяти миллиардов рублей и сократил число их сдачи вдвое. Впрочем, дальнейшие «подвижки» в законодательстве могут привести и к негативным последствиям, в особенности для конечного потребителя. Как рассказал «360» представитель АКОРТ, отказ от возврата может привести к тому, что часть магазинов станет сокращать число товарных позиций, чтобы сократить издержки.

При всеобщем отказе от возвратов продукции не исключены случаи вечернего отсутствия скоропортящихся продуктов, что никак не соответствует интересам ни ритейла, ни покупателей. Также тотальная отмена возвратов ущемляет экономические интересы производителей, а утверждение, что возвраты разоряют производителей не верно, так как все эти расходы учтены в отпускных ценах производителей — представитель АКОРТ.

Реклама

Реклама