20 июля 2018, 01:50

«На службу к полудетям, а может быть, чертям»: стихи Киплинга стали причиной расистского скандала

Читать 360tv в

В Манчестерском университете Великобритании студенты уничтожили стихотворение «Если…» Редьярда Киплинга, которое на прошлой неделе во время ремонта было нанесено на стену студенческого союза. Они заявили, что не разделяют расистские взгляды автора и нанесли поверх стертого текста стихи «Я поднимаюсь», написанные американской поэтессой и активисткой движения за гражданские права Майей Энджелоу.

Сотрудник студсоюза Сара Хан заявила, что пропаганда творчества известного популяризатора колониальной политики Британской империи совершенно не уместна в студсоюзе, названном в честь известного южноафриканского активиста, выступающего против апартеида, Стива Бико. Она посетовала, что администрация университета не поинтересовалась мнением учащихся перед тем, как принять решение о том, какие строки должны украшать его стены.

В написанном в 1895 году стихотворении Киплинг излагает личную точку зрения на то, как должен жить человек.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой…

Однако претензии студентов Манчестерского университета, скорее всего, относятся совсем к другим его строкам, которые не соответствуют современным ценностям. Но мелочиться студсовет не стал. «Для нас важно, чтобы здесь были представлены мнения чернокожих студентов и мулатов. Вот почему мы считаем, что стихотворение Редьярда Киплинга является абсолютно неприемлемым», — заявила ВВС представительница студенческого союза Ридди Вишванатан.

Почетный профессор литературы ХХ века Кентского университета Ян Монтефьоре сообщил изданию, что осуждает столь грубую трактовку личности и творчества Киплинга. Тем более, что всего 20 лет назад, в выпущенной ВВС антологии «Любимые стихотворения нации» первым и самым любимым у англичан были стихотворение «Если…».

Однако Монтефьере вынужден был признать, что другое известное стихотворение Киплинга «Бремя белого человека» 1899 года, было морально неприемлемо еще в годы его публикации.

Несите бремя белых,

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей,

На службу к покоренным

Угрюмым племенам,

На службу к полудетям,

А может быть — чертям!

Некоторые литературоведы и журналисты сочли выходку студентов Манчестера безумием, оправданным сомнительным утверждением, что Киплинг ратовал за «легитимизацию Британской империи в Индии и дегуманизацию людей с темным цветом кожи».

Журналист The Telegraph Кристофер Ховс считает, что Редьярд Киплинг никогда не был англичанином, и не мог быть рупором империализма. Он родился в Бомбее (Мумбай) 30 декабря 1865 года и до пяти лет не говорил по-английски. Только на хиндустани. Затем ему пришлось уехать в Англию получать образование. Вернуться в Индию Киплингу удалось только в 1883 году в качестве журналиста «Гражданской и военной газеты» (Civil and Military Gazette), выходившей в Лахоре. В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе. Однако от наград и званий королевского двора он отказался.

Об ужасах войны Киплинг начинает писать только после Первой мировой войны, на которой погиб его сын. Тем не менее, по мнению Ховса, любой, кто интересуется историей Британской империи или английской литературой, должен его прочитать.

И все-таки «Бремя белого человека» еще в 1899 году было воспринято как манифест колониальной политики Британской империи. К тому времени уже сформировалась теория об исключительности англосаксонской расы. Причем, к ней приложили руку лучшие и известнейшие ученые того времени.

«Борьба за жизнь приведет к неизбежному уничтожению всех невысокоразвитых и умственно недоразвитых народов, с которыми европейцы вступают в контакт», — писал соавтор Чарльза Дарвина, географ, исследователь и антрополог Альфред Рассел Уоллес.

Яростный защитник «социал-дарвинизма» Гербрерт Спенсер утверждал, что избавление от слабых рас является благоприятной, хоть и жесткой дисциплиной. «Закон убийства — закон роста» был применим не только к индусам, но и к другим людям с иным цветом кожи. Например, британский генеральный консул в Александрии Ивлин Баринг утверждал, что «египтянин столь же интеллектуально удален от европейца, как обитатель Сатурна».

«…Восточные люди физически и умственно определенно отличаются от нас. У них более низкая организация нервной системы, как у грибов или рыб», — отмечал посол в Османской Турции сэр Николас О’Коннор.

Уверенность в превосходстве англосаксов культивировалась и в начале ХХ века. Писатель Дэвид Слайден в книге «Египет и англичанин» писал: «…У египтянина нет ума. Ни один человек с темным цветом кожи не может так точно сымитировать воротнички англичан; но в плане интеллектуальных способностей это — не белый человек».

И, тем не менее, еще в ХХ веке находились люди, которые не только не разделяли империалистических взглядов Киплинга, но и открыто об этом говорили. Однако с ходом времени о его убеждениях и слухах об участии в качестве репортера в карательных экспедициях британских военных в Индии стали забывать.

«На протяжении пяти литературных поколений, всякий просвещенный человек презирал Киплинга, но, в конце концов, девять десятых этих просвещенных людей оказались забыты, Киплинг же по-прежнему с нами», — отмечал писатель Джордж Оруэлл.

Для многих читателей «Книга Джунглей», в российском варианте «Маугли», стала шагом в страну чудес, в Индию. По ней снимали киноленты и мультфильмы, ставили оперы, вечная идея собственного выбора «кем тебе стать» в окружении экзотических и притом говорящих зверей не оставила равнодушными многие поколения читателей.

В самой Индии, правда, восторга от произведений Редьярда Киплинга не испытывают. Как заявил профессор факультета английской литературы Делийского университета Хариш Триведи, в Индии его не любят, да и он страну не любил.

«Многие говорят, что он любил Индию. Но я бы взял слово любил в кавычки. Что такое любовь? Люди любят своих собак. Люди любят своих рабов, слуг. Это не должно вводить нас в заблуждение. Между ним и другими писателями есть одно отличие. Киплинг был империалистом, остальные придерживались более либеральных взглядов. Его империалистические взгляды сформировались к 1901 году, когда он опубликовал свой роман "Ким". Причиной стала Бурская война в Южной Африке, ставшая первым серьезным вызовом империи после 1857 года, когда в Индии произошло восстание сипаев. 50 лет Британии никто не осмеливался бросить вызов. И Киплинг, встав на защиту империи, стал воинствующим патриотом», — отметил профессор.

Советские и российские дети, выросшие на мультфильмах «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави», «Кошка, которая гуляла сама по себе», разумеется, не могут воспринимать Киплинга, как популяризатора колониальных ценностей. Россиянам в принципе эти идеи чужды, поскольку у Российской империи никогда не было колоний, и идеи превосходства белой расы не культивировались. Возможно, студенты Манчестерского университета правы. Может быть, уничтожая стихи Киплинга, они избавляются и от «бремени белого человека».

Реклама

Реклама