24 апреля 2020, 16:50

«Союзмультфильм» хочет отсудить права на Чебурашку у японцев. Но оснований для этого нет

Читать 360tv в

«Союзмультфильм» готов попросить правительство России о помощи, чтобы вернуть права на использование персонажа Чебурашки, проданные японцам на 20 лет в 2003 году. «360» узнал, смогут ли вернуть любимого героя на родину раньше времени и с кем еще пытался судиться «Союзмультфильм».

Председательница правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева раскритиковала выпущенный накануне японский мультик про Чебурашку. Но, помимо замечаний к эстетической стороне вопроса, оказалось, что есть у «Союзмультфильма» претензии и к правовому аспекту. Дело в том, что еще в 2003 году компания продала права на использование Чебурашки японской корпорации, договор истекает в 2023 году.

Реклама

Сейчас же Слащева заявила, что нынешнее руководство «Союзмультфильма» не одобряет сделку 17-летней давности. «На данный момент относительно срока действия договора и его условий у российской и японской сторон существуют серьезные разногласия, поскольку мы считаем текущую версию договора недействительной», — рассказала она.

Но проблема заключается в том, что договор между компаниями составлен согласно японскому законодательству и все разбирательства «должны быть реализованы в Японии и потребуют привлечения серьезных финансовых средств». Здесь-то председательница правления и нашла возможность повлиять на японских коллег — она хочет вынести вопрос о возвращении прав «на государственный и межправительственный уровень».

Государство не решает частные проблемы

Однако, как утверждает почетный адвокат России и член Адвокатской палаты города Москвы Борис Локшин, подобные призывы к вмешательству государства не имеют под собой никакого основания. Как минимум, потому что дело «Союзмультфильма» и японской корпорации — частный коммерческий вопрос, к которому государство не имеет никакого отношения.

Есть международный суд, в котором будет решаться этот вопрос, смотреть там ни на государство, ни на что не будут. Потому что они продали право на использование

Борис Локшин

Подтверждает его слова и юрист, учредитель общественной организации «Потребитель Прав!» Андрей Некрасов. Он объяснил «360», что договор о временной передаче прав на интеллектуальную собственность можно сравнить с договором аренды. И как хозяин земли или жилплощади не может выселить арендаторов до истечения срока договора, так и «Союзмультфильм» не может потребовать назад авторское право на использование образа Чебурашки, не выплатив неустойки, размер которых сейчас неизвестен.

Больше того, по мнению Локшина, выход на межгосударственный уровень и вмешательство российского правительства в этой ситуации никак помочь «Союзмультфильму» не может. Учитывая то, что договор составлен на основании японского законодательства, на что и ссылается Слащева как на основную проблему, правительство России не имеет никакой возможности на что-то повлиять.

«Как стороны договорились, так и будет. Ни один суд не имеет права принять к рассмотрению этот иск, кроме японского, потому что там договорная подсудность», — заключил он.

По мнению Некрасова, помимо того, что договор заключался не между государствами, а между частными компаниями, есть и другой фактор, который лишает смысла всю кампанию «Союзмультфильма» по возвращению права на мультик раньше срока.

«Сегодня говорить о том, что договор, заключенный 17 лет назад и который исполнялся все это время, какой-то плохой и недействительный, — это несерьезно. То есть новому руководству „Союзмультфильма“ может не нравиться договор, заключенный предыдущим руководством, но прошло слишком много лет, чтобы это оспаривать», — добавил он.

Сочувствие японскому Чебурашке

Тем временем другим российским деятелям, причастным, в отличие от председательницы «Союзмультфильма», к созданию «Чебурашки», японский мультик понравился. Например, советский и российский режиссер-мультипликатор, заслуженный художник РСФСР Леонид Шварцман считает, что сделана работа качественно и высокопрофессионально.

«Я отношусь положительно. Я знаю, что Чебурашка в Японии очень любимый персонаж, и это естественно. Они сделали все это, изобразив очень близко к нашим персонажам, но написали свой сценарий. И мне кажется, это сделано очень высокопрофессионально», — отметил он в разговоре с радиостанцией «Говорит Москва».

Режиссер Роман Качанов, сын создателя мультфильма «Чебурашка» Романа Абелевича Качанова, тоже против японского «Чебурашки» ничего не имеет. Более того, он крайне резко высказался в адрес российских мультипликаторов и их способностей.

«Хорошо, что сейчас российские бездарные паразиты не могут сделать соответствующее их таланту и жадности „говно продолжение“. Уж лучше японцы. Хотя по уму ни тем, ни другим не стоило браться. Это не их уровень», — заявил он.

Публика, как российская, так и японская, приняла нового «Чебурашку» с распростертыми объятиями, хотя сюжет ремейка значительно отличается от оригинала, добрый посыл и привычный вид любимых героев в нем сохранен.

Студия судебных исков

Между тем «Союзмультфильм» оказывается в ситуации с необходимостью судебного разбирательства далеко не в первый раз. За последние 10 лет студия пыталась судиться с самыми разными людьми и компаниями десятки раз. На протяжении нескольких лет продолжались споры между Эдуардом Успенским, автором «Чебурашки», и компанией — как раз из-за продажи прав на мультфильм.

Япония в итоге заплатила и писателю, но с «Союзмультфильмом» отношения так и не восстановились. До самой смерти Успенский пытался отбить свои права на всех своих героев — его перу принадлежат «Трое из Простоквашино», «Пластилиновая ворона», «Ивашка из дворца пионеров» и еще десятки сценариев к мультфильмам, за использование которых писателю не хотели платить.

Более того, «Союзмультфильм» подавал иски к производителям игрушек, мороженого, детским издательствам и многим другим, даже судился с торговой сетью «Перекресток». Но если до этого компании удавалось отстоять свои права, то сейчас со стороны Японии никаких нарушений нет. Есть только недовольство «Союзмультфильма», которое не имеет никакой юридической силы.

Реклама

Реклама