«Мурашки по коже». На Западе оценили исполнение песни «На подводной лодочке» в Петербурге | 360°

27 февраля 2019, 01:10

«Мурашки по коже». На Западе оценили исполнение песни «На подводной лодочке» в Петербурге

Читать 360 в

Концертный хор Санкт-Петербурга исполнил в День защитника Отечества сатирическую песню барда Андрея Козловского «На подводной лодочке, или О зарплате военнослужащих». Выступление прошло в Исаакиевском соборе. Текст произведения отсылает слушателя в 1980-е годы, когда противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов вполне могло окончиться ядерной войной.

У части пользователей социальных сетей в России выступление хора вызвало недоумение и даже возмущение. «360» поинтересовался у представителей Запада, как в их странах мог быть воспринят этот концертный номер, намекающий на ядерную атаку территории США.

Реклама

Мы погружаемся в подобную риторику

Политолог из Германии Александр Рар заявил, что с точки зрения человека, живущего в стране, которая была фронтовым государством во время холодной, да и возможной Третьей мировой войны, от таких слов — мурашки по коже.

«Я не пацифист, я понимаю, что в жизни все бывает, но как-то мурашки по коже проходят», — признался он.

Рар отметил, что, к сожалению, во всем мире уходит поколение политиков и экспертов, которые каким-то образом — через своих родителей, через семейные трагедии — понимали, что значит атомная или вообще война. Что это полное уничтожение, разрушенные города, семьи, миллионы убитых. Сегодня смотреть на такое с легкостью, словно на происходящее в виртуальном мире, не хотелось бы. «Я сам такой лексикой стараюсь не пользоваться», — добавил эксперт.

Мотивы возможной предстоящей войны сейчас все чаще звучат в мире, подчеркнул Рар. Подобную риторику используют американцы. Можно вспомнить высказывания президента Трампа, который перед бомбардировками Сирии говорил, что его «сладкие маленькие ракеточки сейчас полетят и всех напугают». «Он же начал с этой риторики. К сожалению, в Америке это стало определенным стилем», — напомнил политолог.

По его словам, Владимир Путин тоже пользуется этой риторикой, но делает это не ради запугивания Запада, а чтобы показать своему собственному населению, что все находится под контролем и что Россия будет защищаться, если нужно. «Но все мы погружаемся в риторику, где опять даже теоретическая возможность применения атомного оружия становится для многих чуть ли не реальностью», — сказал политолог.

Рар отметил растущие опасения того, что рано или поздно война произойдет. И это особенно пугает людей старшего поколения, переживших боевые действия и разрушения. Неизвестно, как мир будет выглядеть в будущем, но нельзя исключать, что в Германии вскоре появится движение за мир, которое будет пытаться остановить спираль гонки вооружений. В том числе оно будет призывать и к деэскалации в риторике.

Что же касается самого выступления хора, то оценить его довольно сложно. «Я не присутствовал там, не знаю, какая была атмосфера, поэтому не могу осудить, но и приветствовать точно не могу», — сказал Рар.

С его точки зрения, если песня была исполнена в форме сатиры и сопровождалась призывами остановить гонку вооружений, то действие может иметь совсем другой контекст. Кроме того, Исаакиевский собор по-прежнему остается музеем, в котором, хоть и проводятся службы, но все еще можно давать концерты и исполнять различные песни.

В жизни есть место юмору

Бывший сотрудник подразделения психологических операций армии США Скотт Беннетт счел произошедшее демонстрацией чувства юмора и находит его уместным. Особенно если учесть, что песня эта довольно старая и относится к 1980-м годам.

«Я вижу 1980-е годы в очень благоприятном позитивном свете. Я вырос в 1980-х», — сказал он.

По мнению Беннетта, песня демонстрирует идею юмористического и музыкального подхода к показу опасностей войны, а также ее глупости. Он считает, что легкомыслие и юмор позитивны. Поэзия и искусство предоставляют людям способы демонстрации простых истин, незнакомых политикам. Именно поэтому в жизни есть место для музыки, для шуток, говорящих о серьезных вещах.

«Опасность конфронтации. Опасность недопонимания. Опасность нетерпимости. Сегодня Америка добивается полного господства и полного контроля над миром, что, на мой взгляд, является губительным актом», — подчеркнул Беннетт.

Эта песня по понятным причинам может вызвать некоторое напряжение и беспокойство у русских людей, поскольку они очень серьезны. Русские думают, что это может быть неверно истолковано как акт неуважения или угрозы по отношению к США. Но в Соединенных Штатах не видят какой-либо угрозы в том, что является отражением отношений между странами десятилетия тому назад. Было бы странно, если бы это как-то повлияло на контекст нынешних отношений и проблемы текущего времени, считает Скотт Беннетт.

Не время и не место

Сотрудник аппарата Сената штата Нью-Йорк демократ Антон Конев в разговоре с «360» отметил, что сам жил в Петербурге, часто посещал собор и не считает его местом для подобных произведений.

«Намой взгляд, песня эта неуместная. Тем более в таком соборе как Исаакиевский. Хотя в принципе песня давняя, 1980-х годов, и состоит из юмора и сатиры.

Однако акцент нужно делать именно на том, что эта сатира спета в православном главном соборе Петербурга. Неверно выбрано место для подобной песни. Я сам вырос в Петербурге, очень люблю Исаакиевский собор и часто бывал там на концертах.

Для всего есть время и место. В Исаакиевском соборе главному хору моего любимого города Петербурга петь такие песни неуместно. Так же, как я бы не включал в данном случае матерные песни, так же подобную сатиру или сатиру о сексе не стоит петь в соборе.

Считать, что эта песня включена в концерт умышленно, что это какая-то пропаганда против США, неверно. Но опять же включать такую сатиру в подобный концерт. Тем более, при нынешних тяжелых отношениях…» — отметил Антон Конев.

Реклама

Реклама