Мошенничество или мистификация? Картину Леонардо да Винчи выставили на Avito за 5,2 миллиарда рублей | 360°

02 августа 2018, 17:48

Мошенничество или мистификация? Картину Леонардо да Винчи выставили на Avito за 5,2 миллиарда рублей

Читать 360 в

Картину «Девушка в мехах», якобы кисти великого Леонардо да Винчи выставили на Avito за смехотворные 72 миллиона евро. Ранее полотно «Спаситель мира», чья подлинность достоверно так и не была доказана, ушло с аукциона за 450 миллионов долларов. Опрошенные «360» эксперты удивились странному месту продажи и напомнили, что у живописца было множество учеников, старательно копировавших манеру мастера.

Леонардо на Avito

2 августа на сайте Avito появилось объявление о продаже картины «Девушка в мехах» работы Леонардо да Винчи. Отмечается, что само полотно находится в Германии, а продавец хочет выручить за него пять миллиардов 282 миллиона в рублевом эквиваленте.

Реклама

«Вашему вниманию предлагаю подлинник картины Леонардо да Винчи „Молодая девушка в мехах“. Местонахождение: Германия. Эстимейт картины колеблется около 280 миллионов евро. Предлагаемая цена: 72 миллиона евро», — гласит описание.

К нему прилагаются фотографии картины и даже некие экспертные заключения, якобы подтверждающие подлинность полотна. Объявление дал зарегистрировавшийся на сайте 7 июля москвич ddrymov, указавший в качестве места сделки город Мамоново Калининградской области. «360» связался с продавцом под видом заинтересовавшегося объявлением покупателя.

«Документы о подлинности у нас есть, мы готовы показать их в Москве. Но общение я продолжу после получения письма о намерениях и подтверждения платежеспособности. Можно просто скан письма прислать на электронную почту», — заявил продавец.

Картина «Молодая девушка в мехах», которую якобы продает москвич, упоминается в некоторых искусствоведческих книгах и каталогах. Однако достоверной информации о ее подлинности и месте хранения «360» найти не удалось.

«Очень странное» место

Искусствовед, коллекционер и эксперт в области живописи Сергей Подстаницкий сообщил «360», что сам он картину не видел, поэтому не может со стопроцентной уверенностью утверждать подлинник это или подделка, но место продажи — сайт Avito, кажется ему «очень странным» для продажи Леонардо да Винчи. Это то же самое, уверен он, что отправиться продавать Mercedes на «Птичий рынок».

«К подлиннику картины, самое главное, должен прилагаться провенанс. Полотно Леонардо да Винчи, в происхождении которого что-то неясно или имеются какие-то пропуски, большинством экспертов и специалистов по Леонардо да Винчи признаваться не будет. У картины должна быть выставочная история. И, конечно же, выставки должны быть не в мелких провинциальных музейчиках или частных галереях, а монографические, посвященные художнику. Вот если вещь там экспонировалась, то большинством специалистов ее авторство признается, и ее можно будет продать за солидную сумму», — добавил Подстаницкий.

Да Винчи или его круг?

Научный сотрудник древнерусского искусства Третьяковской галереи Левон Нерсесян так же сообщил, что картину он не видел и не слышал мнения консилиума экспертов по итальянскому Ренессансу. Поэтому не может судить о подлинности полотна. Однако Нерсесян крайне удивился, что картина продается на портале бесплатных объявлений, а не на торгах солидного аукционного дома. На аукционах проводится большая предварительная работа по освидетельствованию и подтверждению подлинности. А с продажей ценной картины на Avito он столкнулся впервые.

У Леонардо да Винчи, рассказал он, было множество учеников, которые тщательно копировали ему манеру. Часто продавцы приписывают их работы кисти великого мастера. В частности, такие подозрения есть в отношении недавно проданной на торгах Sotheby’s картины «Спаситель мира», поскольку она была «очень зареставрированной» и переделанной.

«Если человек хочет сильно повысить продажную стоимость картины, он найдет эксперта, который на картину кого-то из круга Леонардо скажет, что это сам Леонардо», — сказал Нерсесян.

В мире существуют лишь считанные единицы произведений, где авторство бесспорно принадлежит да Винчи. Наличие у него учеников, писавших в той же манере, и разделение художника и его круга — давняя проблема искусствоведов. Причем, нередко, даже в масштабах одной картины. Основную часть мог писать ученик, потом приходил мастер и делал несколько движений кистью, что-то подправляя и завершая. И непонятно, пояснил эксперт, кто в таком случае является автором.

«Очень много тонких градаций. Если вам говорят: „Это картина Леонардо“, то нужно вникать в суть и понимать, насколько она к нему имеет отношение. Потому что даже бесспорный эрмитажный шедевр „Мадонна Литта“ сейчас многими исследователями от Леонардо отводится и тоже приписывается ученикам», — пояснил Нерсесян.

Поэтому, подчеркнул он, некая картина, написанная кем-то из круга художника, в руках частного владельца, теоретически, могла оказаться. Таких работ много, около нескольких сотен по всему миру. В частности, в каждом более-менее серьезном художественном музее Италии есть порядка пяти-десяти таких полотен.

«А что конкретно на руках у этого продавца может ответить не один эксперт, а консилиум из них. Также необходимого провести подробные технологические исследования. Только тогда можно прийти к какому-то взвешенному решению. Чем громче имя, тем больше нужно экспертных усилий для подтверждения авторства», — добавил сотрудник Третьяковки.

Мистификация без злого умысла

Чтобы убедить публику в подлинности «Спасителя мира», были предприняты колоссальные усилия, рассказал эксперт. Хотя картина вряд ли была написана самим Леонардо. Было множество публикаций, проводились исследования, высказывались экспертные мнения. В отношении «Девушки в мехах» ничего такого не было, о ней никто ничего не знает. Выглядит все «очень безумно, так не делается, и вещи такого уровня и такой ценности так не продаются».

«Я думаю, что это какая-то мистификация, причем без злого умысла, но с какими-то неизвестными целями. Не знаю, на кого рассчитано объявление. Но если выбирать между мошенничеством и мистификацией, то я склонен думать, что это какая-то шутка, потому что даже для мошенничества такие действия мало годятся», — отметил Нерсесян.

Несмотря на то, что «Спаситель мира» был продан почти за 450 миллионов долларов, а за «Девушку в мехах» просят всего 72 миллиона евро, сложно представить человека, который приобретет ее, не приведя с собой толпу экспертов.

«Мне кажется, таких идиотов, на свете нет. Из этого вряд ли можно извлечь какой-то доход, потому что я правда не могу представить себе потенциального покупателя. Кто на эту картину позарится? Произведения искусства так не продаются. Их либо сдают на аукцион, где они проходят цепочку исследований, либо это происходит конфиденциально, и публика об этом не узнает», — заключил эксперт.

Реклама

Реклама