03 апреля 2019, 18:51

Много шума из ничего. Поможет ли горячая линия WhatsApp бороться с фейками на выборах в Индии?

Читать 360tv в

Индия вышла на тропу войны с фейкньюс. Главный канал политической пропаганды в стране — WhatsApp — запустил горячую линию по борьбе с недостоверными новостями. Пользователи смогут по телефону известить о подозрительных сообщениях, распространяемых в мессенджере. «360» вместе с экспертами по соцсетям отправился на войну с фейками, но, похоже, проиграл.

Фейкньюс в Индии

Что бы ни говорил Дональд Трамп о фейкньюс в США, истинной империей обманывающих новостей стала Индия. Именно там главным средством политической пропаганды стали многочисленные утки в WhatsApp. И неудивительно — мессенджером в Индии пользуются 250 миллионов жителей.

Реклама

В преддверии выборов распространители недостоверной информации активизировались еще больше, рассказал «360» специалист по работе с фейковыми новостями Пратик Синха.

Все участники выборов, все стороны используют фейкньюс в Индии. Одни приписывают себе заслуги, которых нет. Другие пытаются выставить оппозицию в плохом свете

С помощью фейков повышают и явку. Например, в соцсетях не так давно появились страшилки, что со счета в банке будут сняты 350 рупий в случае неявки на выборы.

Бывают истории и посерьезнее. Из-за лживых сообщений даже произошли массовые убийства. Жители деревень в штате Мадхья-Прадеш растерзали незнакомцев после фейка о неких похитителях детей: людей приняли за преступников.

Ранее для борьбы с фейковыми новостями WhatsApp ограничил до пяти раз пересылку одного и того же сообщения одним пользователем. Но этого явно оказалось недостаточно. Руководство мессенджера объявило о создании горячей линии по фейкам — Checkpoint Tipline.  

Что такое Checkpoint Tipline

Сервис для проверки достоверности сообщений позволяет пользователям пересылать новости, которые появляются в WhatsApp, на проверку. По данным пресс-релиза, за это отвечает команда телекоммуникационного стартапа Proto. Проверка выносит свой вердикт, объявляя сообщение правдивым, ложным, вводящим в заблуждение или спорным.

Проверенные публикации будут добавляться в некую общую базу. Это необходимо, чтобы впоследствии изучить механизмы распространения фейков. Checkpoint Tipline начал работать 2 апреля.

Цель этого проекта — масштабы феномена фейковых новостей… Чем больше информации проходит через программу, тем лучше мы будем знать, какие сферы, локации, языки и регионы затрагивают фейки в большей степени

Сервис поддерживает пять языков, наиболее распространенных в Индии: английский, хинди, телугу, бенгали и малаялам. Отправить на исследование можно текст, видео и фото.

Чтобы проверить новость, необходимо сначала добавить номер Checkpoint Tipline в список контактов, затем открыть WhatsApp и прислать на этот номер новость. Вам ответит бот, который попросит подтвердить действие цифрой «1» или отменить его цифрой «2».

«Спасибо, мы получили ваш запрос и скоро ответим вам», — напишет бот. А затем придется подождать.

Проверка «360»

«360» решил проверить Checkpoint Tipline. Мы отослали три новости.

Первая была взята из Bloomberg и гласила: «Башар Асад снова отравил свой народ химоружием». О причастности Асада к химатакам говорилось, несмотря на отсутствие доказательств.

Также мы отправили в программу историю The Guardian о встрече Пола Манафорта и Джулиана Ассанжа в посольстве Эквадора. Ее газете слили некие источники, но здравый смысл и фактчекинг, проведенный другими журналистами, а также отсутствие фото, видео или очевидцев опровергли это.

В течение пяти часов «360» так и не получил ответов. Служба проигнорировала и новость о появлении известного индийского политика, главы партии «Индийский национальный конгресс» Приянки Ганди с крестиком на шее. Ганди обвинили во вранье — якобы она просто прикидывается индуисткой, а на самом деле исповедует христианство. Впрочем, быстро выяснилось, что крест появился благодаря фотошопу.

На отсутствие реакции пожаловался и известный индийский журналист и специалист по борьбе с фейковыми новостями Пратик Синха.

Я отправил несколько новостей в эту службу, но ответа так и не получил. Я предполагаю, что этот процесс не автоматизирован, нет никакого программного обеспечения и все делается людьми

Станут ли выборы честными?

Если инструмент окажется действенным, то его можно будет использовать и в других странах. Но пока программа, судя по всему, работает не очень. Это «360» подтвердил исполнительный директор Института информационно-коммуникационных технологий в Джакарте Херу Сутади.

Сложно воплотить эту идею в жизнь. Я думаю, она провалится, как и другие попытки борьбы с фейкньюс, предпринятые WhatsApp ранее, например, ограничение возможности массово рассылать сообщения

Сможет ли эта функция сделать выборы честнее и справедливее в Индии? Это зависит напрямую от того, насколько хорошо разработана эта служба, сообщил «360» специалист по борьбе с фейковыми новостями из Индии Пратик Синха.

По его мнению, если это делает человек, а не программа, то справиться с таким количеством новостей невозможно.

«Представьте, что 250 миллионов человек пишут им сейчас, чтобы проверить правдивость информации. Если у вас нет программного обеспечения, то это крайне тяжелая задача», — рассуждает специалист.

Впрочем, если это делает программа, то возникают вопросы к объективности и надежности.

Как мы узнаем, что проверка, о которой они нам пишут, действительно сделана? Кто ратифицирует этот фактчекинг? Пока они не начнут публично размещать результаты, мы не можем быть уверенными, что они не ведут нас к еще большей дезинформации

«У нас нет никакой информации о том, как они будут работать. Где будет происходить проверка фактов? Они будут опираться на какие-то сайты? Они будут делать это сами? Они будут публиковать проверки фактов на публичном сайте? Очень много вопросов, на которые пока никто не ответил», — добавил Синха.

С тем, что служба должна работать более открыто, согласен и Херу Сутади.

«Важно понимать, что кандидат на выборах может стать спонсором разработчиков программы фактчекинга, а значит, считать их нейтральными будет уже нельзя. Возникнет ситуация, когда фейковыми будут объявлять только невыгодные для кандидата-спонсора новости», — считает собеседник «360».

Как бороться с фейками?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. По мнению Сутади, одним из действенных способов может стать мониторинг трафика. Но это будет работать только в случае стремительной реакции на распространение подозрительного сообщения.

«Если видно, что какое-то сообщение расходится очень быстро, его необходимо моментально проверить на достоверность, — рассказывает Сутади. — И если это фейк, то необходимо тут же забанить аккаунт, который его распространяет».

С фейкньюс нужно действовать стремительно, только тогда это даст результат. Счет идет на минуты. Если распространяющий фейки аккаунт удалить через час или день, то будет уже поздно. Ведь все уже случилось

«В эпоху постправды люди верят всему, что видят. Если человек знает, что новость — фейк, он примет ее к сведению, если несколько десятков человек отправят ему одинаковое сообщение», — предположил Херу Сутади.

Пратик Синха считает, что пока адекватных методов борьбы с фейками не разработано.

«Нельзя сказать, что только это влияет на выборы. Там много разных факторов, но ложные новости определенно одни из них», — пояснил Синха «360».

Реклама

Реклама