• «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга

    Как приняли логотип эксперты, ФАС, жители, и как к скандалу отнесся сам Артемий Лебедев.
    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) требует от комитета по туризму Санкт-Петербурга расторгнуть контракт с дизайнером Артемием Лебедевым. Его студия выиграла конкурс на туристическую айдентику города, затем готовое решение дизайнер, фактически, подарил Петербургу, продав его за символический один рубль.

    Два года оно используется в оформлении разнообразной рекламы и информационных стендов. ФАС считает, что конкурс был проведен с нарушениями. Такому повороту событий рады пользователи интернета, которым логотип напомнил «светящийся батон хлеба». Телеканал «360» узнал мнение экспертов, дизайнеров студии Лебедева и самого основателя о скандале и художественной ценности логотипа.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 1

    Нева, мосты и нимб над СПБ

    Туристический логотип используется для разметки точек для гостей города: музеев, консерваторий, мест общественного питания, а также для брендирования сувениров. Сетка логотипов Лебедева разработана на все случаи. На основном логотипе студия написала оригинальным шрифтом название города в три строки так, чтобы слева по вертикали вырисовывалась аббревиатура на английском — SPB (СПБ). Над городом — солнце-нимб (потому что Saint — в переводе с английского «святой»), внизу — символическая Нева, S и i образуют верхушками разводной мост.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 2

    «На мой взгляд, разработке можно поставить твердую четверку с плюсом, — считает кандидат искусствоведческих наук Павел Родькин, — довольно современный, позитивный, узнаваемый логотип, точнее, целый зонтичный бренд. Он графичный, подходящий для разных ситуаций, легко наносимый и масштабируемый, что немаловажно».

    Как отнеслись к логотипу жители

    Вот комментарии петербуржцев на городском форме (орфография и пунктуация авторов сохранена):

    «Отвратительно. Во-первых, цвет. Этим засильем жовто-блакитного можно было бы угостить Одессу или там Николаев».

    «Во-вторых, рубленый шрифт с засечками. Буэээ, курьер нью. Да даже комик сан — и то симпатичнее. И картинки такие же. В-третьих, изде вател ьство с переносами. В-четвертых, овал! Если это „круг, вид сбоку“, то линия тоже должна быть переменной толщины».

    «Это, ИМХО, ну просто совсем халтура, совершенно не достойная Великого Города».

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 3

    «Отличный логотип, здорово обыгрывается на все случаи жизни. Но знатокам тут не угодишь!»

    «Питер — это уже давно не Ленфильмовский всадник. Питер — это авангард, рок, крыши, хипстеры и прочее. Логотип этот вообще далеко не для тех, для кого интересен Питер в его Ленинградскую эпоху, он для тех, кто смотрит не только назад, но и вперед. При этом в логотипе обыграно важное — при всем новом сохраняется историческое».

    «Логотип смотрится свежим и больше ассоциируется с Питером летним, туристическим, чем с Питером осенним, депрессивным (да, мы, живущие здесь, любим Питер в том числе за его осеннюю беспросветность, но туристам и инвесторам это не интересно)».

    Мнение Лебедева и его коллег

    Сам Артемий в телефонном разговоре рассказал Телеканалу «360», что не собирается комментировать эту ситуацию в СМИ. Однако в своем блоге посвятил ультиматуму ФАС пост. Заканчивается он так: «И вот теперь что? Потратить миллионы, чтобы спасти потраченный рубль? Я думаю, что питерский комитет по туризму должен опротестовать требование ФАС и придумать, как сделать так, чтобы больше на логотип никто не крошил батон».

    «Если 150 тысяч человек скажет, что дизайн плохой, сам дизайнер от этого не расстроится. А вот если пара коллег по цеху осудит решение — вот это действительно было бы обидно. А сама студия работает очень профессионально, они понимают, что делают, и делают это хорошо», — считает иллюстратор Андрей Кузнецов, долгое время проработавший в студии Лебедева.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 4

    Другие скандальные работы Лебедева

    Студией Артемия Лебедева полностью выполнено графическое оформление московского метрополитена и других транспортных структур Москвы, включая парковки. Споры в интернете вызвала сама заглавная буква «М», не понравилось москвичам и то, что в логотипе, по их мнению, нету никакого новаторства. Неизвестные вывесили протестный плакат напротив администрации города.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 5

    Забастовки и сбор подписей вызвал практически в каждом городе разработанный Лебедевым логотип, касается это и Перми, и Ярославля, и Москвы, и, особенно, почему-то Саратова.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 6

    Кроме того, студию часто обвиняют в плагиате, блогеры сделали подборку дизайнов Лебедева, которые якобы дублируют ранее выполненные работы.

    «Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга | Изображение 7

    Дарья Дементьева