21 октября 2016, 13:18

«Мнение толпы ничего не значит». Дизайн-скандал студии Лебедева и Петербурга

Читать 360tv в

-

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) требует от комитета по туризму Санкт-Петербурга расторгнуть контракт с дизайнером Артемием Лебедевым. Его студия выиграла конкурс на туристическую айдентику города, затем готовое решение дизайнер, фактически, подарил Петербургу, продав его за символический один рубль. Два года оно используется в оформлении разнообразной рекламы и информационных стендов. ФАС считает, что конкурс был проведен с нарушениями. Такому повороту событий рады пользователи интернета, которым логотип напомнил «светящийся батон хлеба». Телеканал «360» узнал мнение экспертов, дизайнеров студии Лебедева и самого основателя о скандале и художественной ценности логотипа.

Нева, мосты и нимб над СПБ

Туристический логотип используется для разметки точек для гостей города: музеев, консерваторий, мест общественного питания, а также для брендирования сувениров. Сетка логотипов Лебедева разработана на все случаи. На основном логотипе студия написала оригинальным шрифтом название города в три строки так, чтобы слева по вертикали вырисовывалась аббревиатура на английском — SPB (СПБ). Над городом — солнце-нимб (потому что Saint — в переводе с английского «святой»), внизу — символическая Нева, S и i образуют верхушками разводной мост.

«На мой взгляд, разработке можно поставить твердую четверку с плюсом, — считает кандидат искусствоведческих наук Павел Родькин, — довольно современный, позитивный, узнаваемый логотип, точнее, целый зонтичный бренд. Он графичный, подходящий для разных ситуаций, легко наносимый и масштабируемый, что немаловажно».

Как отнеслись к логотипу жители

Вот комментарии петербуржцев на городском форме (орфография и пунктуация авторов сохранена):

«Отвратительно. Во-первых, цвет. Этим засильем жовто-блакитного можно было бы угостить Одессу или там Николаев». «Во-вторых, рубленый шрифт с засечками. Буэээ, курьер нью. Да даже комик сан — и то симпатичнее. И картинки такие же. В-третьих, изде вател ьство с переносами. В-четвертых, овал! Если это „круг, вид сбоку“, то линия тоже должна быть переменной толщины».

«Это, ИМХО, ну просто совсем халтура, совершенно не достойная Великого Города».

«Отличный логотип, здорово обыгрывается на все случаи жизни. Но знатокам тут не угодишь!»

«Питер — это уже давно не Ленфильмовский всадник. Питер — это авангард, рок, крыши, хипстеры и прочее. Логотип этот вообще далеко не для тех, для кого интересен Питер в его Ленинградскую эпоху, он для тех, кто смотрит не только назад, но и вперед. При этом в логотипе обыграно важное — при всем новом сохраняется историческое».

«Логотип смотрится свежим и больше ассоциируется с Питером летним, туристическим, чем с Питером осенним, депрессивным (да, мы, живущие здесь, любим Питер в том числе за его осеннюю беспросветность, но туристам и инвесторам это не интересно)».

Мнение Лебедева и его коллег

Сам Артемий в телефонном разговоре рассказал Телеканалу «360», что не собирается комментировать эту ситуацию в СМИ. Однако в своем блоге посвятил ультиматуму ФАС пост. Заканчивается он так: «И вот теперь что? Потратить миллионы, чтобы спасти потраченный рубль? Я думаю, что питерский комитет по туризму должен опротестовать требование ФАС и придумать, как сделать так, чтобы больше на логотип никто не крошил батон».

«Если 150 тысяч человек скажет, что дизайн плохой, сам дизайнер от этого не расстроится. А вот если пара коллег по цеху осудит решение — вот это действительно было бы обидно. А сама студия работает очень профессионально, они понимают, что делают, и делают это хорошо», — считает иллюстратор Андрей Кузнецов, долгое время проработавший в студии Лебедева.

Другие скандальные работы Лебедева

Студией Артемия Лебедева полностью выполнено графическое оформление московского метрополитена и других транспортных структур Москвы, включая парковки. Споры в интернете вызвала сама заглавная буква «М», не понравилось москвичам и то, что в логотипе, по их мнению, нету никакого новаторства. Неизвестные вывесили протестный плакат напротив администрации города.

Забастовки и сбор подписей вызвал практически в каждом городе разработанный Лебедевым логотип, касается это и Перми, и Ярославля, и Москвы, и, особенно, почему-то Саратова.

Кроме того, студию часто обвиняют в плагиате, блогеры сделали подборку дизайнов Лебедева, которые якобы дублируют ранее выполненные работы.

 

Дарья Дементьева

Реклама

Реклама