• «Минфин пытается навязать конкуренцию среди страховщиков»: к чему приведет либерализация рынка ОСАГО

    «Минфин пытается навязать конкуренцию среди страховщиков»: к чему приведет либерализация рынка ОСАГО

    Минфин разработал поправки, направленные на либерализацию рынка ОСАГО, сообщила газета «Коммерсант». Согласно предложениям ведомства, страховщики смогут устанавливать только понижающие коэффициенты для своих клиентов. Они будут зависеть от манеры вождения автомобилистов, которую определят телематики, размещенные на транспортных средствах. Помимо этого, ведомство настаивает на введении трех видов полисов с лимитами до двух миллионов рублей. Министерство считает, что такие изменения принесут пользу как водителям, так и страховым компаниям, но Российский союз страховщиков уже выступил против введения таких поправок. «360» узнал у экспертов к чему приведет новая инициатива Минфина.

    Минфин разработал пакет поправок, направленных на либерализацию рынка ОСАГО, сообщила в понедельник газета «Коммерсант». В пояснительной записке к документу уточняется, что изменения помогут учесть потребности водителей, а также создать конкурентную среду для страховых компаний.

    Согласно предложениям ведомства, страховщики смогут самостоятельно устанавливать тарифы на основе базовых значений Центробанка. Если ранее регулятор устанавливал «вилку» тарифов на каждый вид транспорта, то теперь сможет утверждать только их границы. Страховщик, в свою очередь, будет иметь право менять его в зависимости от характеристик автомобиля, вида его собственника и целей использования.

    Компаниям будет разрешено лишь снижать этот коэффициент. Скидки на ОСАГО предлагают рассчитывать в зависимости от манеры вождения, которая будет отслеживаться через телематики, установленные на автомобили владельцев. Страховая премия, по задумке Минфина, не сможет превышать трехкратную стоимость базового тарифа.

    От коэффициента мощности ведомство наоборот предлагает отказаться, заменив его коэффициентом нарушения ПДД. Предполагается, что он будет учитывать превышения скоростного режима, проезды на красный свет, вождение авто в нетрезвом виде и так далее.

    При этом министерство по-прежнему выступает за выпуск трех видов полисов с лимитами выплат от 500 тысяч до двух миллионов рублей по вреду жизни и здоровью, а также от 400 тысяч до двух миллионов рублей по имуществу. Страховщик не сможет отказать клиенту в заключении договора по выбранному варианту или навязывать другой. Водитель же получит право приобрести полис сроком более, чем на один год.

    Правление Российского союза автостраховщиков выступило против новой инициативы Минфина — особую обеспокоенность вызывало повышения лимитов до двух миллионов рублей. РСА настаивает на сохранении выплат в 400−500 тысяч рублей, утверждая, что повышение лимитов может привести к мошенничеству со стороны автомобилистов. Кроме того, рынок выступает за установление максимального размера цены полиса в пятикратном значении базовых тарифов. Также РСА не понравилась идея установки телематики за свой счет и заключения многолетних договоров.

    В интервью «360» эксперт страхового рынка Алексей Кондрашенко заявил, что новые поправки Минфина смогут навести порядок в системе ОСАГО, что повысит конкуренцию среди страховщиков.

    И регуляторы, и ЦБ, и Минфин хотят навести порядок в области автострахования. В огромном количестве субъектов федерации очень много различных недопониманий, где у кого-то вовсе отсутствуют полисы ОСАГО, у кого-то нагрузки возрастают. Тем самым они (прим. — Минфин) пытаются навязать конкуренцию среди страховщиков

    — Алексей Кондрашенко.

    При этом Кондрашенко считает, что территориальный коэффициент вряд ли получится исключить, поскольку он позволяет рассчитывать вероятность ДТП в том или ином регионе.

    Коэффициент зависимости территорий вряд ли уберут, так как, на самом деле, страхование — это статистика. И наступление страхового случая в одном регионе всегда выше, чем в другом

    — Алексей Кондрашенко.

    Председатель движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, наоборот, считает, что исключение территориального коэффициента является продуктивным шагом. В разговоре с «360» он пояснил, что риски ОСАГО практически не зависят от региона автомобилиста.

    Риски ОСАГО имеют очень слабую зависимость от территории. В некоторых районах дороги убитые, старые и небезопасные, но это все равно слабая корреляция. Конечно, территориальный коэффициент устарел и не предполагает самой сути страхового полиса.

    — Петр Шкуматов.

    При этом Шкуматов негативно оценил коэффициент расчета мощности автомобилей. По его словам, зависимость тарифа от лошадиных сил машин до сих пор не доказана

    Коэффициент мощности — это вообще бред. За все время существования ОСАГО страховщики, депутаты, Минфин и даже Центробанк так и не смогли ответить, почему мощные авто имеют более высокий тариф.

    — Петр Шкуматов.

    Введение цифровой телематики же, по мнению Шкуматова, позволит создать своеобразный рейтинг для автомобилистов. При этом он уточнил, что устанавливать приборы стоит по примеру КАСКО — максимальным сроком до полугода с последующим возвращением в страховую компанию.

    Цифровая телематика позволит создать специальный цифровой рейтинг для каждого водителя, но с ней не нужно ездить постоянно. Я думаю, что будет по примеру КАСКО, когда можно устанавливать прибор и ездить от трех до шести месяцев. Он нарабатывает статистику, а потом возвращается в страховую компанию и это действительно правильно

    — Петр Шкуматов.

    Член комитета Госдумы по транспорту Максим Сураев рассказал «360», что территориальный коэффициент для автомобилистов, по его мнению, не сможет способствовать объективной оценке вероятности возникновений ДТП в различных регионах России.

    Возьмите Москву и Московскую область с их загруженностью трасс автомобилей, и сравните с другим регионом, где совершенно другой трафик, количество автомобилей и загруженность [дорог — прим.]. Уравнивать всех может быть и стоит, но вероятность того же самого ДТП в Москве и области, в силу того, что количество автомобилей больше, чем в других регионах, выше. И вероятность каких-то столкновений намного выше

    — Максим Сураев.

    Помимо этого, Сураев выразил сомнение относительно способов оценки стиля езды автомобилистов. По мнению парламентария, во многих регионах России водители вынуждены маневрировать при вождении, из-за плохого качества дорожного покрытия.

    Стиль езды непонятно как будет учитываться. Так как у нас иногда на дорогах такие ямы и качество дорожного покрытия, что вольно невольно начинаешь маневрировать, чтобы не попасть в какие то проблемы. А это будет учитываться

    — Максим Сураев.