29 мая 2019, 19:49

Минфин отказался отвечать за чужие «косяки». Кто заплатит за грязную нефть в «Дружбе»?

Читать 360tv в

Экономический блок правительства отказался покрывать издержки « Транснефти» от экспорта некачественной нефти по трубопроводу «Дружба». В Минфине отметили, что не планируют платить за «косяки» компании. В ответ в нефтяной корпорации заявили, что не обращались за помощью к властям и решат проблему своими силами. Как «Транснефть» намерена выплатить появившиеся долги и чего ждать ее акционерам, разбирался «360».

В России отказались платить за последствия перекачки грязной нефти, проходившей по трубопроводу «Дружба». Только в Белоруссии Мозырский НПЗ остановил свою работу из-за попадания некачественного топлива на предприятие.

Реклама

Министр финансов Антон Силуанов отметил, что его ведомство не собирается перекладывать ответственность за ЧП на плечи налогоплательщиков и бюджет. «Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за „косяки“ компании, которая занимается поставкой нефти?», — эмоционально отреагировал на вопрос журналистов о компенсации для пострадавших компаний.

Позднее пресс-секретарь министра Андрей Лавров пояснил, что власти не планируют принимать участие в решении проблемы. «Мы знаем, что возбуждено уголовное дело, ведется следствие, но это не меняет сути дела. Силуанов против перекладывания финансовой ответственности за случившееся на бюджет, на налогоплательщиков, качество нефти в трубе — это ответственность тех, кто осуществляет поставки нефти, а не тех, кто платит налоги», — отметил он.

Примечательно, что ранее власти думали пойти навстречу корпорации и разрешить вычесть сумму компенсации из прибыли компании до того, как та выплатит государству дивиденды за предыдущий финансовый год. В частности, Минэнерго и вице-премьер Дмитрий Козак предлагали снизить размер дивидендов из-за ЧП на трубопроводе «Дружба».

По предварительной оценке, общий ущерб от загрязнения нефти в трубе до Европы может составить до 100 миллионов долларов. Независимое аналитическое агентство S&P придерживалось более высокой оценки, говоря о 300 — 500 миллионах долларов. Столь большой разброс в оценках связан с тем, что до сих пор не ясен масштаб загрязнения трубопровода, отмечают опрошенные «360» аналитики. Сейчас на территорию РФ вытеснили более 160 тысяч тонн, а всего «Дружба» примет из Белоруссии по реверсу около одного миллиона тонн грязного сырья.

Вдобавок о своих претензиях уже заявили партнеры « Транснефти». Контрагенты РФ в Белоруссии, Украине, Польше требуют компенсаций за недополученную прибыль и покрытие расходов, потраченных на отчистку нефти и ее хранение. Только президент Белоруссии оценил издержки, понесенные от загрязнения трубопровода, на «сотни миллионов долларов».

«Затраты могут доходить до 500 миллионов долларов, но даже эта сумма не является фатальным ударом для корпорации. Она вполне может покрыть издержки и выплатить дивиденды без помощи государства, так как ее прибыль в разы превышает возможные издержки», — подчеркнул в разговоре с «360» директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Согласно финансовой отчетности корпорации, прибыль «Транснефти» составила 224 миллиарда рублей, а по EBITDA — 300-400 миллиардов рублей.

Акционеры в плюсе

Между тем в «Транснефти» заявили, что компания сама оплатит издержки и не нуждается в помощи государства. Советник президента компании Игорь Демин отметил, что нефтяной концерн не обращался и не собирается обращаться в правительство с просьбой о поддержке. По его словам, « Транснефть» не просила властей о снижении размера дивидендов и более того, компания компенсирует убытки за свой счет.

При этом нефтяники указывают на то, что в деле о загрязнении нефти следствие признало «Транснефть» потерпевшей стороной и выражают несогласие с оценкой Минфина. «Когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов России Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это «косяком в работе Минфина», — не забыл напомнить Демин.

Согласно данным по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), в прошлом году «Транснефть» потратила на выплату дивидендов примерно 22% от общей суммы прибыли.

По итогам 2019 года корпорация намеревалась довести выплаты до 25-50% от прибыли.

«Масштаб проблемы не является катастрофическим для этой корпорации. Даже если и возникнут трудности, компания без особых трений попросит отсрочку, но свои обязательства выполнит. При этом стоит учитывать, что ситуация должна полностью находиться в плоскости ответственности «Транснефти», которая управляет «Дружбой», поэтому власти имеют полное право не оказывать ей поддержку», — отметил в разговоре с 360» советник по макроэкономике гендиректора БД «Открытие» Сергей Хестанов.

Проблемы с поставкой некачественной нефти начались у корпорации в середине апреля. Загрязненное сырье с высоким содержанием хлора поступало по трубопроводу «Дружба» в Белоруссию, а оттуда — в Польшу, Словакию, Венгрию, часть шла на Украину. Спустя пару дней эксперты обнаружили хлор в нефти, которая пришла на танкеры для поставок в Европу через порт Усть-Луга.

После этого расследование инцидента занялись правоохранительные органы. После проверки следствие пришло к выводу, что некачественное сырье попало в трубопровод из-за плохой работы частной компании. Ее терминал находится возле магистральной ветки Самара — Унеча. В итоге правоохранители нашли и задержали подозреваемых, а в конце апреля материалы дела были переданы ФСБ для дальнейшего расследования.

Реклама

Реклама