16 июня 2020, 01:35

Классическую литературу — в компьютерные игры. Каким получился первый Minecraft-спектакль «Вишневый сад»

Читать 360tv в

В Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова поставили первый Minecraft-спектакль. «360» пообщался с авторами проекта, а также выяснил мнение театралов.

Каким был первый Minecraft-спектакль

На онлайн-площадке Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «БДТ Digital» вышел спектакль «Вишневый сад» по мотивам знаменитой пьесы Чехова в оригинальном прочтении, действие происходит на виртуальной сцене в игре Minecraft.

Спектакль длится всего 15 минут. Как объясняют участники проекта, режиссер Эдгар Закарян и Виктор Княжев, озвучивший героя-рассказчика, это первый опыт постановки в Minecraft, поэтому к ней следует относиться как к тестовой версии. Непонятно было, сколько зрителей-игроков сможет выдержать игровой сервер, поэтому допущено было всего чуть больше 100 человек. Но при этом велась прямая трансляция на YouTube-канале и в социальной сети «ВКонтакте» — их уже посмотрели более 200 тысяч пользователей.

Кроме того, как пояснил «360» архитектор проекта, Андрей Воронов, такой короткий хронометраж был выбран с учетом особенностей аудитории — очень сложно долго удерживать игрока без возможности что-то самостоятельно делать в игре.

В пьесе участвуют всего четыре героя: рассказчик, который передает зрителям основные моменты сюжета, Раневская, которую озвучила Ирина Патракова, Лопахин (Максим Бравцов), Гаев (Алексей Фурманов) и Фирс, который за весь спектакль не произносит ни слова — его «сыграл» зомби-бот, хаотично передвигавшийся по виртуальной сцене.

По словам режиссера Эдгара Закаряна, пьеса «Вишневый сад» для такого формата была выбрана неслучайно. Во-первых, в Minecraft играют в основном школьники, поэтому было решено взять что-то из школьной программы. Во-вторых, смысл этого произведения можно было визуально передать через такой формат.

В этой пьесе хорошо показан процесс разрушения старого. Уже в процессе родилась идея: во время спектакля на заднем плане старый сад и дом должны разрушиться, а на их месте — появиться новые

Эдгар Закарян

Как создавался «Вишневый сад» в Minecraft

Вообще, как признаются авторы спектакля, идея сделать спектакль в Minecraft возникла спонтанно. Когда начался карантин, появилась онлайн-платформа театра — «БДТ Digital». В тот же период Закарян договорился со знакомыми подростками-геймерами, чтобы они построили копию здания театра в Minecraft.

Когда ребята предложили нам изначальную модель театра, мы решили взять эту работу под контроль, чтобы получить уже готовое виртуальное здание с возможностью проведения там онлайн-мероприятий

Андрей Воронов

Ну а раз есть виртуальная сцена, почему бы и не сыграть на ней виртуальный спектакль? И вот когда вместе с Андреем Могучим — режиссером БДТ и мастером курса, на котором учится Закарян, — была утверждена пьеса Чехова, команда приступила к работе над героями и декорациями. Этой работой занимался уже непосредственно Андрей Воронов.

По словам архитектора, ему потребовалось три дня и три ночи самому играть в Minecraft, чтобы понимать принципы и особенности игры. Зато практически сразу стало понятно: люди ждут от игры прежде всего динамики, движения. И в спектакле его оказалось предостаточно: и практически непрерывно двигающиеся по сцене герои, и декорации, которые плавно меняются на протяжении всего действия.

В конце спектакля над сценой театра неожиданно закружили летающие «зрители» — как оказалось, на сервер прорвались хакеры. Но это лишь подчеркнуло интерактивность проекта.

Конечно, летающие зрители в конце — это баг. Но мне это даже понравилось: сразу стало понятно, что это не запись, а настоящий, живой продукт, все происходит здесь и сейчас

Андрей Воронов

«Театр — это территория свободы»

Изначально возникли опасения, что зрители не воспримут необычную постановку. И дело не только в том, что действие происходит во вселенной Minecraft, но и в том, что герои говорят на современном молодежном сленге. Многие реплики взяты не из оригинала, а написаны режиссером. По словам Закаряна, в этом и заключалась основная идея спектакля — передать школьникам, играющим в Minecraft, содержание и смыл пьесы на понятном им языке.

У многих сама школа вызывает, к сожалению, негативные ассоциации. Поэтому важно, чтобы игровые платформы для школьников выполняли образовательную функцию

Эдгар Закарян

И это, как считает режиссер, выглядит вполне себе органично, ведь не могут же люди в XXI веке, которые играют в компьютерные игры, говорить языком Чехова. Поэтому классику нужно было подстраивать под современные реалии, чтобы общение со зрителем происходило на равных и чтобы он в конечном итоге воспринял информацию со сцены.

Мы решили соединить два, казалось бы, несовместимых мира. И в этом есть настоящее волшебство театра

Эдгар Закарян.

Но многие опасения в итоге оказались напрасными: большинство отзывов в комментариях — положительные.

Как признался актер Виктор Княжев, на чью долю пришлась чуть ли не большая часть всех реплик, многие юные зрители заинтересовались произведением в таком формате и хотят продолжения.

Мне начали писать, чтобы я озвучил еще какие-нибудь рассказы. Ребята заинтересовались. Значит, как минимум часть того, что мы задумали, у нас получилось

Виктор Княжев

Конечно, не обошлось и без негативных отзывов — кто-то посчитал Minecraft-спектакль «глумлением над классикой», имея в виду и речь героев, и в целом иронический тон спектакля. Но режиссер заявил, что ничего такого в спектакль не вкладывалось, никто и не думал издеваться над Чеховым.

«Наш спектакль — это просто интерпретация пьесы на том языке, на котором говорит большой пласт современных людей. Да, получилось смешно, но ведь не зря же сам Чехов назвал это произведение комедией», — подчеркнул Закарян.

Следует отметить, что новый формат оценили не только школьники-геймеры, но и некоторые театралы. Например, положительно высказался о классических произведениях в Minecraft режиссер и актер Евгений Писарев, художественный руководитель Театра имени Пушкина.

По его словам, «театр — это территория свободы» и классика нуждается в свежем взгляде, современных прочтениях и оригинальной подаче.

Это хороший маркетинговый ход, потому что «Вишневый сад», который так оригинально подан, — это вызов. А вызов всегда привлекает внимание. И к классике его привлекать нужно

Евгений Писарев

И хотя сам Писарев, как он признался, вряд ли согласился бы принимать участие в подобном проекте, но развитие виртуального направления приветствует. Пусть это даже будет временная, карантинная мера.

В общем, премьера прошла удачно, а значит, в ближайшем будущем можно рассчитывать на продолжение. И авторы спектакля уже заверили, что будет целая серия таких постановок произведений из школьной программы в Minecraft. Каких именно — пока не сообщается, но некоторые сценарии уже написаны.

Мне кажется, что возможность перевести театр не просто в онлайн-формат, но в отдельный виртуальный мир, в котором и сам зритель может принять участие, — это очень перспективно

Андрей Воронов

Кроме того, и режиссер, и актеры заявили, что будут и дальше экспериментировать с форматом Minecraft — возможно, например, сделают спектакли дольше 15 минут.

Реклама

Реклама