21 декабря 2016, 09:00

Микстура двойного назначения: настойку боярышника пьет каждый десятый россиянин

Читать 360tv в

-

По наблюдениям фармацевтов лишь 20% настойки боярышника продается по назначению, то есть в лечебных целях. Вывод профессионалов такой: тот, кто изготовил настойку для ванн на метиловом спирте в Иркутске, намеренно хотел убить, так как знал, что микстуру будут употреблять не по назначению. Более того, основная масса самой настойки сейчас, как правило, фальсификат. Вместо полного цикла производства экстракта, на заводах разводят спиртом концентрат, то есть в аптеках мы видим жидкость с сомнительным лечебным эффектом, но с очевидным алкогольным. Насколько размахнулась индустрия микстур двойного назначения, телеканал «360» узнал у фармацевта, который работает еще со времен СССР.

Реклама

Процент боярышника на рынке

По данным директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, за последние восемь лет производство разнообразных аптечных настоек и парфюмерии типа лосьон «Огуречный» увеличилось на 50 миллионов литров и составляет сейчас 250 миллионов литров в год. Учитывая, что весь объем продаваемого алкоголя в стране составляет 1,5 миллиарда литров, настойки — это шестая часть всего продаваемого спиртного. Еще около трети — это фальсификат, алкоголь теневого рынка, произведенный кустарными методами.

«Я пришла работать в аптеку в 1983-м году. У нас были такие алкаши, которые приходили к открытию и покупали свою норму. Это был 70-градусный спирт и действительно большое содержание активных компонентов, которые экстрагировали из плодов боярышника. Я не видела, чтобы выпивали более 3-х флаконов, но тогда водой не разбавляли, иначе начиналась довольно серьезная тахикардия. Причем тогда настойки продавали только по рецепту и не более двух штук на руки. После развала СССР стали „бодяжить“, привозя просто дешевый концентрат боярышника из Китая и разводя его спиртом. Это нельзя назвать настойкой. Я лично участвовала в проверке одного из заводов, мы увидели выход продукции, в которой растворяли именно густой экстракт. С единственной целью — получение маржи. Все производители прекрасно понимают, кто и зачем употребляет их продукцию, и они нацелены именно на этого покупателя», — рассказывает специалист в области фармацевтики Ирина Булыгина.

Также, по словам фармацевта, аптеки сегодня не могут отказать маргинальным личностям в продаже алкоголя. Реализация больших объемов этого товара приносит серьезную прибыль, которую нельзя упускать при большой конкуренции на этом рынке. В пользу популярности боярышника играет и то, что продавать его можно круглосуточно. Эксперты утверждают, что боярышник употребляют в качестве алкоголя от 12 до 15 миллионов россиян, то есть более 10% населения.

Борьба и ее последствия

Два-три пузырька пьют в чистом виде, или разводят в двух литрах воды, получается бутылка крепкого напитка себестоимостью в 50 рублей, с тахикардией в виде побочного эффекта. Минимальная стоимость такого же количества водки — почти 800 рублей. Именно из-за высокой цены алкоголя стал популярен теневой рынок лекарств и лосьонов «двойного назначения», который вырос в три раза за последние 10 лет. Особо предприимчивые бизнесмены даже начали продавать настойки и лосьоны в «алкоматах», которые сейчас активно закрывают.

А на федеральном уровне раздумывают о том, чтобы приравнять настойки к алкоголю и внести в систему электронного учета ЕГАИС со всеми логичными последствиями: контроль над производством, ограничения в продаже и рост цен. Себестоимость одного, как его называют, «бутылька» — пять рублей. Цена в аптеке — 25. Акциз на литр продукции с содержанием спирта выше 9% составляет 600 рублей. То есть, плюс 15 рублей на пузырек в 25 миллилитров, плюс накладные. После всех преобразований любимец дворовых алкоголиков дорожает минимум в три раза, что будет дороговато для «основного» потребителя.

Производитель тоже пострадает и сверхприбыли уже не получит, а она, по нашим подсчетам, составляет порядка 25 миллиардов рублей в год. Соответственно, потребление и производство настойки может существенно сократиться. Эксперты уверены: пропадут привычные «напитки», маргинальные личности перейдут на другие. С боярышника — на незамерзайку, с «Огуречного» и «Тройного» одеколонов — на тормозную жидкость. Или на рынок теневого алкоголя, где о качестве говорить не приходится. Только за 2015 год от отравления подделками, суррогатами и прочими заменителями в России погибли 14 тысяч человек.

Дарья Дементьева

 

Реклама

Реклама