21 февраля 2018, 17:26
Картину «Нагорная проповедь» считают экстремистской из‐за искажения символов религии. Там Микки Маус
-
Право на самовыражение
Реклама
Минюст России рассказал Европейскому суду по правам человека, почему картина художника Александра Савко «Нагорная проповедь» — образчик экстремизма и оскорбления чувств верующих. Оказалось, все дело в религиозных символах, которые нельзя использовать неканонически. Картина — копия гравюры лютеранина Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, на которой место Иисуса Христа занял Микки Маус.
Российские власти в ответе ЕСПЧ отметили, что внесение картины в федеральный список экстремистских материалов не нарушает право художника на свободу выражения мнения. В Минюсте также считают, что «государству надо обеспечивать взаимную терпимость оппозиционных групп», а так как в РФ православие широко распространено, то запрет картины весьма уместен.
Минюст в качестве доказательства своей позиции также ссылается на экспертизу, проведенную во время расследования уголовного дела по выставке «Запретное искусство-2006», на которой была представлена картина. Экспертом выступила сотрудник Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Наталья Энеева, которая сочла, что «любое сознательное искажение религиозной символики носит оскорбительный характер», а «само по себе обращение со священными символами — это насилие по отношению к сознанию и чувствам верующих».
Адвокат художника Дамир Гайнутдинов считает, что таким образом криминализируется любое неканоническое использование религиозных символов. Об этом он сказал в интервью газете «Коммерсант».
Получается, что российские власти криминализуют любое неканоническое изображение, упоминание, описание религиозных символов. Что с учетом весьма расплывчатых формулировок статьи 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» весьма опасно — Дамир Гайнутдинов.
Гайнутдинов выразил надежду, что Европейский суд по правам человека проанализирует сложившуюся ситуацию и разберется, было ли справедливым решение запрещать картину «Нагорная проповедь» Александра Савко.
Кого оскорбила картина
Предыстория такова: в марте 2007 года в Москве проходила выставка «Запретное искусство-2006». Среди экспонатов там была и картина Савко «Нагорная проповедь». Выставку раскритиковали религиозные и националистические организации, а в отношении ее организаторов Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова возбудили уголовное дело за разжигание религиозной розни. В 2010 году был озвучен приговор — организаторов признали виновными и обязали выплатить крупный штраф.
Отдельно досталось картине Александра Савко — жительница Тарусы, просматривая работы с выставки «Запретное искусство-2006» в интернете, увидела полотно «Нагорная проповедь». Она обратилась в прокуратуру и подала исковое заявление в суд. Там работу Савко без лишних разбирательств признали экстремистской.
Тем самым евангельский сюжет представлен автором работы в виде комикса, что в свою очередь представляет собой и осуществляет предельно циничное, издевательское оскорбление, дисфорическое высмеивание религиозных убеждений и религиозных чувств православных верующих, унижение их человеческого достоинства по признаку отношения к религии — прокуратура.
Дальше были апелляции и походы по судам в России. Но все осталось без изменений. Художник решил обратиться в ЕСПЧ.
Что хотел показать художник
Художник Александр Савко рассказал «360», что его работа на выставке «Запретное искусство» была не самой дерзкой и противоречивой. Однако нацелились защитники чувств верующих почему-то именно на нее. «На этой выставке были работы и более дерзкие, более хулиганские. Но была выбрана моя работа. Никто не стал разбираться в смысле этой картины», — отметил он.
Савко подчеркнул, что никому не было дело, какой смысл вложил в нее лично художник. И зря — потому что картина не является карикатурой на Иисуса Христа или попранием религиозных символов. Речь идет как раз об обратном — о лжепророках и сектах, которые заполонили Россию после развала СССР. И люди, вдруг лишенные коммунистической идеологии, потянулись ко всем этим «проповедникам» в надежде обрести новый смысл и твердую почву под ногами.
Речь шла не о религиозных символах. Это абсолютно не карикатура на Христа. Эта работа была создана в самом начале 90-х, когда был абсолютных хаос и любой скороспелый проповедник собирал целые стадионы. И кругом были всевозможные секты, и люди были готовы поверить во что угодно — Александр Савко.
Микки Маус в картине стал символом этих выдуманных религий и проповедников. Художник настаивает, что в этой работе не было никакой издевки и желания оскорбить чьи-либо чувства. На протяжении нескольких лет Савко пытается объяснить это, обращаясь в суды и подавая апелляции. Но его никто не хочет услышать.
«Сейчас дело рассматривается в Страсбургском суде. Посмотрим, какой вывод они сделают. Сейчас все находится в стадии изучения и рассмотрения», — добавил он.
Реклама
Реклама