• 21 июня 2019, 15:41

    Свадьба улетит в «окно». Зачем МФЦ больше полномочий

    Минэкономразвития предложило превратить многофункциональные центры (МФЦ) в единый канал взаимодействия граждан и предпринимателей с госорганами. Едва ли не в одном окне можно будет подавать иски в суд или заявления в полицию, регистрировать браки и принимать коммунальные платежи. Также при МФЦ появится институт уполномоченного по правам заявителей, который будет защищать интересы граждан.
    Свадьба улетит в «окно». Зачем МФЦ больше полномочий

    В Минэкономразвития, сообщают «Известия», подготовили проект реформы, которая позволит превратить МФЦ в единый канал взаимодействия граждан и предпринимателей с госорганами. Для этого приемные в ведомствах постепенно упразднят, а их функции переложат на центры госуслуг.

    После изменений туда можно будет обращаться за господдержкой, регистрировать браки, подавать заявления в полицию или судебные иски. Со временем МФЦ станет единым местом сбора биометрических данных россиян. Кроме того, там будут принимать коммунальные, страховые платежи и плату за услуги социально значимой сферы.

    «Минэкономразвития только начало разработку концепции МФЦ 2.0. В правительство мы должны внести ее осенью. Сейчас мы собираем предложения всех заинтересованных сторон и формулируем основные положения концепции», — сообщил замминистра экономического развития Савва Шипов.

    Чтобы исключить нарушения со стороны сотрудников госорганов, в структуре МФЦ создадут специальный институт уполномоченного по правам заявителей, который будет взаимодействовать с прокуратурой. Помощники омбудсмена будут следить, чтобы госорганы реагировали на случаи нарушения прав граждан и бизнесменов. Например, если предприниматель пожалуется на необоснованные, по его мнению, проверки, в МФЦ проанализируют ситуацию и проследят за ее разрешением.

    «Свадьба пела и плясала» в МФЦ?

    В беседе с «360» директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев уточнил, что факты бракосочетаний, рождения и смерти по-прежнему будут регистрировать в ЗАГСах. Но все заявления и обращения по этим поводам будут принимать только в МФЦ, а присутственные места ЗАГСов закроют, чтобы не дублировать финансы и сотрудников.

    Что же касается возможного увеличения в центрах очередей, эксперт считает, что это будет зависеть от ресурсов, которые направят в МФЦ. Но, вообще, опыт расчета нагрузки у центров хороший, поэтому он склонен считать, что очередей не будет.

    «Ответ на этот вопрос зависит от того, какие ресурсы направят в МФЦ. Если количество сотрудников, рабочих мест и помещений будет соответствовать обороту людей и нагрузке, то нет, не приведет. А если окажется их несоответствие, то приведет», — добавил Брауде-Золотарев.

    Собеседник затруднился спрогнозировать судьбу сотрудников приемных, которых ожидает сокращение. Кого-то могут принять на похожую позицию в МФЦ, а кто-то окажется без работы. Но в России безработица относительно низкая, чаще встречается недостаток, чем избыток рабочей силы. К тому же, подчеркнул Брауде-Золотарев, увольнения не будут массовыми. Штатная численность органов власти большая, но лишь небольшой процент работников задействован в приемных.

    Качество новых услуг

    Замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский пояснил «360», что, по сути, почти весь спектр госуслуг уже сосредоточен в МФЦ. В новой концепции Минэкономразвития предложило добавить туда обращения и жалобы населения.

    «Хорошая и конструктивная мысль. Это приведет к оптимизации численности сотрудников госорганов, потому что приемные станут не нужны. Уйдут затраты на зарплаты, обслуживание помещений приемных», — сказал он.

    Пока, добавил он, в нашей стране МФЦ различаются по качеству предоставляемых услуг. В некоторых регионах встречаются центры, где граждане не могут осуществить ту или иную процедуру или сталкиваются с невежливыми сотрудниками. То есть структуре есть над чем работать и сейчас. Эксперт напомнил, что в 2007 году первые МФЦ осуществляли всего пять-шесть операций. Сейчас перечень услуг перевалил за 100, а в некоторых субъектах — за 200.

    «Всегда при расширении перечня возникает вопрос: а не ухудшится ли качество? Нет, не ухудшится. Потому что МФЦ — это такая история, которая может быстро адаптироваться к увеличению ассортимента услуг», — подчеркнул Головщинский.

    Данные мониторинга НИУ ВШЭ показывают, что во многих регионах МФЦ даже недогружены: операторы ошиблись в расчетах и создали больше окон, чем нужно. Где-то услуги добавляют, а где-то снимают. В большинстве случаев это позволяет центрам гибко адаптироваться к серьезным изменениям.

    «Кроме этого, в МФЦ есть еще технологические средства: управление электронной очередью, принцип универсального специалиста. МФЦ спроектированы на принципах адаптивности, которые без труда позволяют беспроблемно осваивать дополнительные объемы клиентского потока», — добавил он.

    Институт омбудсмена

    Головщинский отметил, что сейчас с жалобами во многих ведомствах ситуация тупиковая. Например, если подать заявление в полицию, а оно «пропадет», то написать новое по тому же вопросу нельзя, придется действовать через прокуратуру. То есть механизм работы с обращениями граждан находится не на том уровне, на который сейчас вышел в МФЦ.

    «Институт омбудсменов станет независимой, третьей стороной процесса, которая будет фиксировать направление обращения и следить, чтобы по нему приняли решение. Фактически будет обладать контрольными полномочиями», — добавил эксперт.

    А далее, по его словам, на эту схему можно будет наслаивать различные механизмы управления. Например, ввести публичные рейтинги реакции чиновников и госорганов на обращения, то есть создать независимый учет эффективности обработки жалоб.