facebook_pixel
  • 04 февраля 2019, 21:59

    «Метод кнута». В Госдуме предложили отбирать машины у водителей при смертельных ДТП

    Госдума готовится значительно ужесточить ответственность за оставление места ДТП. Одно из самых резонансных предложений — конфисковать автомобили у устроивших тяжелую аварию водителей, приравняв их транспорт к «орудию убийства». «360» выяснил, что думают об этих инициативах профильные эксперты.

    «Метод кнута». В Госдуме предложили отбирать машины у водителей при смертельных ДТП

    Приравнять виновников ДТП к убийцам

    С необычным предложением выступил первый зампредседателя комитета Госдумы по контролю и регламенту, замглавы фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов. Он рассказал «Парламентской газете», что готовит поправку, которая приравняет оставление места ДТП, в котором погибли люди, к убийству.

    «Я озвучу это на рассмотрении законопроекта об ужесточении ответственности за оставление места ДТП в первом чтении. Есть же 105-я статья „Убийство“ или статья об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Там последствия более жесткие, чем для лиц, которые покидают аварии, в которых погибли люди», — пояснил политик.

    Он отметил, что убийце, скрывшемуся с места преступления, в частности, не могут избрать меру пресечения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.

    «Кроме того, автомобиль в данном случае выступает средством совершения преступления, орудием убийства. Почему это орудие не конфискуется сразу же? Нельзя же представить себе, что после совершения убийства нож или пистолет возвращался бы убийце или владельцу», — сказал Нилов.

    По его словам, конфискуя у нарушителя автомобиль, можно будет возместить потерпевшему или его родным моральный и материальный вред. При этом для тех, кто попал в серьезную аварию даже в нетрезвом виде, но все же остался на месте ДТП, должны быть предусмотрены поблажки.

    «Даже будучи нетрезвым, человек, оставшийся на месте ДТП, может вызвать скорую. И еще одно замечание, которого ждут граждане, касается лишения прав за ДТП, в которых погибли люди. Я предлагаю ограничивать возможность повторного получения прав таких автолюбителей 20 годами», — добавил Нилов.

    Правой аспект

    По мнению опрошенных «360» экспертов, инициатива депутата избыточна и не имеет смысла. Они подчеркивают, что в российском законодательстве и так грамотно прописан весь инструментарий для взыскания ущерба с виновника ДТП.

    «Есть ОСАГО, которое покрывает, по крайней мере частично, тот или иной ущерб здоровью. В случаях, когда сумма не покрывается страховкой полностью, у нас по закону просто через суд решается вопрос с виновником аварии. Не вижу никакого резона для подобных инициатив», — сказал в беседе с «360» главный редактор портала «За рулем» Артур Саруханов.

    Введение подобной нормы чревато многими правовыми сложностями, отметил в комментарии для «360» автоюрист Сергей Смирнов. Он подчеркнул, что далеко не всегда машиной управляет собственник транспортного средства.

    «Это может быть имущество других лиц, предприятий. Как здесь быть? Как учесть интересы третьих лиц, которые никакого отношения к ДТП не имеют вовсе? У нас законом уже весь порядок определен. Нет смысла придумывать дополнительные меры в части конфискации авто», — отметил юрист.

    Курс на ужесточение

    Это уже далеко не первая инициатива за последнее время, призванная повлиять на статистику происшествий на дорогах. Так, в конце января член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев предложил запретить курить за рулем. Депутат напомнил, что закон запрещает пользоваться мобильным телефоном во время вождения. По его мнению, курение может снижать внимательность автомобилиста не меньше, чем гаджеты.

    А в комитете Госдумы по транспорту и безопасности планируют поднять вопрос об ужесточении ответственности и контроля за организацией пассажирских автобусных перевозок. Депутат от Калужской области Геннадий Скляр считает, что необходимо более тщательно проверять квалификацию водителей и транспортные средства, выходящие не только на регулярные рейсы, но и на заказные.

    Главный редактор портала «За рулем» Артур Саруханов отметил в разговоре с «360», что в последние годы ощущается курс законодателей на ужесточение ПДД и наказаний для водителей, однако статистика аварий не спешит демонстрировать такую же динамику.

    «Метод кнута может и работает, но не так активно, как этого хотелось бы нашим законотворцам. К тому же не всегда аварии происходят из-за целенаправленных действий водителей. Бывает неумышленное причинение вреда здоровью, люди выезжают на дороги с разной степенью подготовки, в различных погодных условиях. Мы прекрасно знаем, как у нас обстоят дела с дорогами: не хватает ни освещения, ни нормального покрытия. Все это не меньше влияет на аварии», — заключил эксперт.