21 ноября 2018, 03:00

Машины EasyRide исчезли с карт. Реквием по каршерингу или естественный отбор?

Читать 360tv в

Машины сервиса каршеринга EasyRide 12 ноября внезапно исчезли с карт в приложении. Пользователи не смогли увидеть их и в приложении YouDrive — партнером EasyRide. Вскоре стало известно, что сервис задолжал автодилеру Major и некоторым другим партнерам приличную сумму денег.

Сумма задолженности перед партнерами составила более 30 миллионов рублей. Компании EasyRide пришлось уволить сотрудников и прекратить свою деятельность. Пользователей не уведомили ни через объявление на официальном сайте, ни через посты на страницах в социальных сетях. В Instagram, Facebook и «ВКонтакте» последние записи датированы 16 октября.

Реклама

Представители компании прокомментировали ситуацию только 19 ноября. К тому моменту пользователи, лишенные привычного и удобного для многих способа передвижения, возмущались уже неделю.

В «Российской газете» появилось заявление ассистента генерального директора EasyRide Давиде Гроссо. Он сообщил, что «никакого закрытия и банкротства не предвидится». Гроссо подвердил, что компания испытывает трудности. Но это временно.

«У нас есть споры с лизинговой компанией. Но мы плотно работаем, чтобы вернуться на линию в ближайшее время», — пообещал Давиде Гроссо.

Проект EasyRide был запущен в российской столице 18 сентября 2017 года. Автопарк каршеринговой компании состоял из автомобилей Renault Kaptur — комфортных и надежных кроссоверов. В течение года тарифы EasyRide изменялись трижды: и каждый раз в сторону снижения!

Весной 2018 года машины компании появились на картах приложения YouDrive, что позволило значительно расширить клиентскую базу и сделать сервис еще доступнее для москвичей и гостей столицы. К октябрю 2018 года автопарк EasyRide насчитывал две сотни единиц.

Что говорят эксперты?

Автоэксперт Леонид Голованов считает сервисы каршеринга в Москве достаточно популярными и востребованными.

«Другой вопрос, насколько выгоден каршеринг и работает ли в плюс бизнес-модель. Как мы видим, проблемы начинают появляться. Но то, что спрос на каршеринговые услуги в Москве есть, — это факт. Не возьмусь быть Кассандрой или Вангой, чтобы определить будущее каршеринга», — сообщил «360» Леонид Голованов.

С тем, что каршеринг действительно популярен в крупных мегаполисах, согласен и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Когда Яндекс выходил на рынок каршеринга (это случилось не так давно), на тот момент удовлетворенность этой услугой была около 40%, то есть спрос явно превосходил предложение. С другой стороны, на рынке всегда есть компании, которые разоряются и которые выживают. И это нормально», — заявил он.

Максим Кадаков убежден, что во время борьбы за рынок зазывающие рекламные расценки не отражают реальную цену использования каршеринговых автомобилей. Он предположил, что в ближайшие год-два на рынке появятся как новые компании, так и обнаружатся разорившиеся.

«Каршеринг на данном этапе интересует три стороны. Первая сторона — компании каршеринговые, вторая сторона — люди, которые пользуются услугами, и их, на мой взгляд довольно много. Это не только, как говорят очень часто, автомобилисты, которые отказываются со своих автомобилей. Нет, пока на каршеринг никто не пересел. Это автомобилисты, которые иногда пользуются каршерингом. Например, отдал свою машину жене отвозить детей в школу, а сам поехал на каршеринге. Еще это люди, которые не могут себе позволить автомобиль: студенты, молодежь и не только молодежь», — сообщил эксперт.

По мнению главреда «За рулем», третьей заинтересованной стороной являются автопроизводители. Они большими партиями продают свои автомобили.

«И, судя по отзывам, эти автомобили являются ездящей бесплатной рекламой. Люди пользуются каршерингом, смотрят: „О! Эта машина мне понравилась!“ — и начинают задумываться о том, почему бы эту машину не купить. Пока каршеринг работает не на уменьшение количества автомобилей на дорогах, а наоборот на увеличение. Посмотрим, что будет в ближайшее время», — подытожил Максим Кадаков.

Перспективы каршеринга в России, по его мнению, двоякие: либо одни компании будут появляться, а другие исчезать, либо в ближайшее время их владельцы пересмотрят тарифную политику.

Слишком низкие тарифы считает основной проблемой каршеринга и независимый эксперт из Санкт-Петербурга Дмитрий Попов.

«Когда начиналась вся эта история с каршерингом, мне все время казалось, что тарифы на предоставление услуги необоснованно низкие – 7 рублей/минута, 20 рублей/минута. Они кажутся тарифами, которые ничем не подтверждены. И пример EasyRide лишний раз говорит о том, что люди запускают себя в экономическую схему такого рода, не оценив все риски и предполагая, что это будут быстрые и большие какие-то деньги», — отметил специалист.

Эксперт также обратил внимание на ситуацию, касающуюся безопасности дорожного движения. По его мнению, за рулем оказалось огромное количество водителей с непроверенной квалификацией и правами.

«Они садятся за руль и совершают всевозможные нарушения. Например, покатался на каршеринге, оставил автомобиль в зоне действия знака „Остановка запрещена“ и ушел. И риск этот распространяется на компанию-собственника автомобиля, потому что работает автоматическая фото- видеофиксация. И таких примеров много: разбитые автомобили, высокие ставки по страховке и так далее», — отметил Дмитрий Попов.

По его мнению, бизнесменам и тем, кто спонсирует эти сервисы, придется в скором времени пересмотреть свое отношение к финансовой модели каршеринга.

Другая будет цена, другие условия страхования, другие условия использования. Что-то поменяется точно. Я так ощущаю, что они все по чуть-чуть сползают в небытие

Дмитрий Попов сравнил появление каршеринга в нынешнее время с ситуацией рубежа XIX-XX веков, когда люди задумывались покупать или не покупать автомобиль в принципе.

«Это совершенно новое для нашей страны вещь. К сожалению, многие риски, которые в экономическую модель закладываются, не видны сейчас. Их можно пощупать, потрогать только после того, как ты начинаешь бизнес. Сейчас будет просад, потом будет вторая волна, когда все риски будут посчитаны. И тогда уже будет другая цена, другие правила игры и так далее. Скорее всего, эти бизнесы выйдут из оборота средней руки бизнесменов. И развитие каршеринга при новых экономических условиях будет лежать в руках у более крупных держателей, у которых есть подушка финансовой безопасности», — убежден эксперт.

Реклама

Реклама