Малые числа. Экономия на еде и лекарствах стала нормой | 360°

29 марта 2019, 15:51

Малые числа. Экономия на еде и лекарствах стала нормой

Читать 360 в

Наши соотечественники теперь больше экономят на самом необходимом — продуктах питания и лекарственных препаратах.

Об этом сообщило в своих исследованиях агентство Initiative, и это опубликовал довольно кратко «Коммерсант». Упомянутое агентство входит в международную группу IPG Mediabrands рекламно-коммуникационного холдинга Interpublic Group, в России является частью рекламной группы АДВ, как о нем сообщается в интернете. А еще сказано, что оно основано в далеком теперь уже 1995 году. Привожу эти данные исключительно для того, чтобы показать, насколько можно доверять или не доверять исследованиям и есть ли какая-либо субъективная заинтересованность подать ту или иную информацию. Похоже, результаты проведенных работ в достаточной степени объективны, так как они проводятся по прагматичным методикам, предназначенным не широким пользователям, а интересантам в СМИ.

Реклама

Обнаружилось, что экономия на повседневных тратах, повышение внимания ко всевозможным торговым акциям, снижающим цены на товары, и выбор так называемых бюджетных магазинов стали уже обычным явлением в нашей жизни.

По мнению исследователей, такое снижение покупательского интереса к дорогим товарам обусловлено обеспокоенностью населения экономической ситуацией в стране. Если осенью прошлого года об этом говорили от 26 до 28% респондентов, то уже перед новогодними праздниками это число увеличилось до 30%. Каким оно выглядит сейчас, в начале года, сказать еще никто не может, но вряд ли положение улучшилось.

В продуктовом ряду более всего заметна экономия на кондитерских изделиях и безалкогольных напитках, а из товаров повседневного спроса — на лекарствах, горючем, отдыхе и интернете (то есть на пользовании инновационными предложениями в платном диапазоне).

Я бы сказал, что экономические проблемы всегда начинаются там, где люди отказываются от десерта, отдыха и газетных сплетен, имея в виду широкую официальную пропаганду.

Но есть такие области, в которых покупательский спрос все же не ослаб. Мы об этом писали и даже предполагали причину: приобретение необходимых товаров длительного пользования по нынешним ценам из-за вполне обоснованного опасения, что они будут только дорожать в ближайшем будущем в связи с расширяющимися санкциями, а ожидаемое сокращение доходов не даст возможности обновить то, что окончательно устарело, не обслуживается или уже вот-вот прекратит работать из-за исчерпывания своего рабочего ресурса. Вполне аргументированная обстоятельствами причина. Хотя в сегменте бытовой техники тоже зафиксированы данные по экономии трат. Сказывается вековая привычка рассматривать эту сферу жизни под углом «голь на выдумки хитра», особенно при неисчерпаемом потенциале доморощенных Кулибиных и лукавых домашних умельцев. Ведь когда-то стирали вручную, натирали грубое хозяйственное мыло на терке, кипятили воду простейшими нагревательными приборами, готовили, сушили, гладили так же, как предки в не слишком отдаленные времена. Возможно, молодые этого пока еще не знает, но старшее поколение при почти пятилетнем постепенном падении семейных доходов непременно передаст детям и внукам свой богатый опыт.

Доходы вряд ли будут иными в этом году из-за того, что ВВП ожидается в диапазоне 1,2-1,7% и власти будут вынуждены прибегнуть к экономии в самых востребованных сферах жизнедеятельности. В то же время цены будут расти, причем как раз на товары повседневного спроса, включая продукты питания, лекарства и такие энергетические ресурсы, как электричество, горючее и газ. Это потянет за собой удорожание в области ЖКХ, образования и медицины.

Несмотря на то, что принято решение больше не публиковать цифры по реальным доходам населения, до сих пор актуальны уже известные. Падение доходов было зафиксировано уже в конце 2014 года, а в 2017-м показатель снизился на 1,7%. В 2018 году положение несколько улучшилось, но все равно было замечено падение на 0,2%, а уже в январе нынешнего года это «малое число» превратилось в 1,3%, то есть заметно возросла отрицательная динамика. Растет инфляция: с 5% в январе до 5,2% в феврале (по данным Центробанка). Поэтому-то вполне обоснованно ожидание уже этой весной роста цен на продукты, которые нечем заменить: овощи, крупы, макаронные, хлебобулочные изделия и молочная продукция. Но ведь и такого затяжного периода падения индекса доходов населения экономика России еще не переживала.

Разумеется, население, которое в большинстве своем «малыми числами» не интересуется, все же не избавлено от реальных ощущений, стоящих за ними, и потому вынуждено прибегнуть к личной экономии. Процесс этот обоюдный, если поставить друг против друга (как это и есть в жизни) покупателя и продавца. Если товар не продается в рознице — по высокой цене — и нет возможности ее снизить (не надо забывать и о росте НДС), продавец отказывается от его оптовой закупки. В этой прагматичной цепочке стоят либо производитель в России, либо экспортер, которые тоже не желают перегружать свои склады или платить таможенные сборы за то, что к покупателю не попадет из-за недоступной ему цены. Вследствие этого сокращается или удешевляется (за счет качества) производство, а экспортные контракты расторгаются.

Но у покупателей все же большого выбора нет. Известно, что россиянин всегда славился не только своей щедростью, но и молодецкой широтой в трате средств. В грязь лицом никто ударять не намеревался, быть «хуже других» тоже — и тратил больше, чем зарабатывал. Это давно уже стало второй натурой наших соотечественников. С привычкой экономить и «жаться» на всем у европейцев и американцев столкнулись лишь в начале 90-х годов, а те искренне изумлялись нашим размахом. Но теперь, похоже, сравнялись в этом, причем в их, а не нашу пользу. Там товары, которые из-за нашего противодействия их санкциям, не ввозятся на прожорливый российский рынок, теряют в оптовой цене и дешевеют в рознице. Не думаю, что изменятся потребительские привычки европейцев и американцев, привыкших экономить и нисколько этого не стесняться, но и нам не прибавит очков, потому что мы этих товаров по известным причинам на наших прилавках не увидим и к былой затратной широте своей жизни вернемся очень и очень нескоро.

Однако из «малых чисел» формируются большие числа, и специалисты называют это макроэкономикой. А она уже в свою очередь перешагивает красную черту, за которой гранитной скалой стоят политика и национальные интересы. Поэтому «малым числам» следует уделять больше внимания, как, например, процессам, проходящим в обычной клетке крупного организма, иначе его функционирование окажется под угрозой. В конечном счете все равно главным звеном жизнедеятельности могучего и важного тела останется скромная клетка. Точно так же, как законы больших чисел являются логичным продолжением малоизученных, как видно, законов предельно малых величин.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Авторы:

Реклама

Реклама