• 04 июня 2018, 20:28

    Невская битва с ФАС. Логотипы от студии Артемия Лебедева сотрут с Петербурга

    Санкт‐Петербургский комитет по туризму отказался от логотипов дизайн‐студии Артемия Лебедева и постановил убрать их в течение месяца. Конфликт вокруг символики Северной столицы разгорался несколько лет. Лебедева обвиняла в сговоре на тендер, и в дело вмешалась Федеральная антимонопольная служба.

    Глава петербургского управления Федеральной антимонопольной службы Вадим Владимиров 4 июня сообщил о решении администрации Санкт-Петербурга отказаться от символики города, которую разработала дизайн-студия Артемия Лебедева в 2014 году. Стоимость работ составила один рубль. «Комитет по туризму разослал письма всем хозяйствующим субъектам, использующим логотип, о необходимости прекратить использование», — объявил представитель ФАС.

    Невская битва с ФАС. Логотипы от студии Артемия Лебедева сотрут с Петербурга | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости"/Евгений Биятов

    До Санкт-Петербурга студия Лебедева занималась разработкой символики для Москвы и Московского метрополитена, Екатеринбурга, Калининграда, Ярославля, Перми и Одессы. Реакция на работу организации была неоднозначной. В столице, например, участники «Инициативной группы московских студентов» вывесила баннер с изображением Лебедева и надписью «Поимел».

    «Мы выступаем против такого быстрого, можно сказать конвейерного, производства и жонглирования логотипами городов и знаковых объектов, как это делается в студии господина Лебедева. Логотип нашей столицы и пиво Heineken — разные вещи. Мы обращаемся к Артемию: прежде чем заявлять о том, что ты сделал официальный логотип чего-либо, попробуй сначала выяснить мнение горожан, узнай, как они относятся к твоей идее. Проведи серьезное исследование с привлечением экспертов, а не пытайся „поиметь“ всех», — заявил тогда лидер арт-объединения Валерий Петухов.

    Рублевая символика

    Новая символика Петербурга была представлена в 2015 году. На данный момент логотип присутствует на товарах и сувенирной продукции, на разнообразных полиграфических материалах, в туристических павильонах и в рекламе Санкт-Петербурга в других городах мира. По подсчетам самого Лебедева, на отказ от символики нужно будет потратить несколько миллионов, в то время как за нее заплатили рубль.

    В 2016 году рекламное агенство «Григорьев Борис и партнеры» подало заявление в Федеральную антимонопольную службу. Причиной стало то, что администрация города не проводила открытого конкурса для заключения контракта на исполнение этого проекта. Лебедева заподозрили в сговоре с властями.

    Реакция Лебедева последовала. «Это не тендер. А кто мешает кому-то делать логотипы за рубль? Пусть опередят нас, но я не вижу толпы желающих. Все сидят ждут, когда им принесут деньги», — не согласился с истцом основатель студии.

    За Лебедева заступился владелец The Moscow Times и «Ведомости» Демьян Кудрявцев. Он написал в Facebook, что логотип студии Лебедева — лучшее, что произошло с благоустройством Москвы за долгое время. Автор поста остался недоволен тем, что основная критика исходила от представителей не дизайнерского цеха, а смежных профессий.

    Антимонопольная служба постановила разорвать контракт со студией, так как условия его заключения были признаны дискриминационными по отношению к другим участникам рынка. Комитет Санкт-Петербурга по туризму попытался обжаловать это решение в суде. Первый раз приговор был в пользу ФАС, а рассмотрение апелляции закончилось тем, что суд встал на сторону комитета. Кассационная инстанция признала правоту ведомства.

    Еще до разбирательств в Верховном суде комитет по туризму разослал всем хозяйствующим субъектам инструкции, согласно которым в течение месяца необходимо избавиться от всей символики, разработанной студией Артемия Лебедева.

    Сам дизайнер в интервью 14 мая обещал, что у истории будет продолжение, потому что согласно решению суда права на логотип ему возвращены. «И придумаем с юристами, как сделать так, чтобы на этот раз передать права комитету по туризму так, чтобы больше ФАС не было до нас дела. Логотип прекрасен и функционален. Маразматиков и бюрократов мы победим», — говорил Лебедев.