27 ноября 2018, 15:10

«Лютый якутский скандал». После отмены концерта Элджея рокеры 80‐х вспомнили о запретах своих выступлений

Читать 360tv в

Концерт хип-хоп исполнителя Элджея отменили в Якутске. И за последнее время это далеко не первый такой случай. В разных городах России запрещали или отменяли концерты Хаски, Стаса Михайлова, Егора Крида, Монеточки, Скриптонита и других музыкантов. В интервью с «360» российские рок-звезды вспомнили, как когда-то отменяли их концерты.

Концерт хип-хоп исполнителя Элджея в Якутске отменили из-за многочисленных угроз музыканту. По словам организаторов мероприятия, «псевдопатриоты и сомнительные общественники», вместо того, чтобы заниматься своими детьми, обещали расправиться с Элджеем, если он решится выступать.

«Самому артисту приходили угрозы расправой. Человека, который занимается творчеством, и является самым прослушиваемым исполнителем в России, призывали избить и убить в Якутске», — сообщили организаторы.

За последнее время это далеко не первая отмена концертов из-за угроз. Ранее, опасаясь что их жизням или здоровью причинят вред, свои выступления в Махачкале отменяли Егор Крид и Элджей. Концерт рэпера Хаски запретили в Краснодаре, поскольку местные власти решили проверить его тексты на экстремизм. Еще несколько выступлений ему пришлось отменить из-за ареста.

В Нижнем Новгороде отменили сразу пять концертов. Родители школьников обратились в Роспотребнадзор и к нижегородскому омбудсмену Маргарите Ушаковой. В текстах «деструктивных», по их мнению, музыкантов присутствует пропаганда алкоголя, табакокурения и призывы к суициду. В итоге, прокуратура запретила выступления Элджея, Монеточки, Матранга, Ганвеста и Jah Khalib из-за наличия в репертуаре нецензурных песен. Отмены выступлений произошли В Ростове-на Дону, Красноярске, Кемерове и других российских городах.

«Оградить от влияния Москвы»

Лидер трэш-метал группы «Коррозия металла» Сергей Троицкий (Паук) пояснил «360», что нередко отмены концертов происходят на национально-религиозной почве. Например, около 10 лет назад, один из дагестанских религиозных деятелей выступил с предложением о запрете на концерты в регионе «десятка рок-групп», и, в частности, «Коррозии металла», хотя коллектив никогда не планировал там выступать. Подобное, по словам музыканта, случалось и в Уфе, где неоднократно, после появления афиш правоохранители запрещали выступления не только российской, но и многих зарубежных групп.

«Но с Якутском был самый лютый скандал. Люди тратили громадные деньги на рекламу, промоушн для концерта какого-нибудь ансамбля. Когда мы собрались туда ехать, то под каждым постом в соцсетях собиралось по полторы-две тысячи комментариев. И риторика была такой: „Не пустим русских, пусть сидят в своей Москве“. Самые оскорбительные телеги были», — добавил Паук.

Троицкий не исключил, что часто региональные власти принимают решение об отмене выступлений для того, чтобы оградить местных жителей от влияния Москвы.

«Наш звукооператор — якут. И когда мы собирались туда ехать, то, естественно, не хотели представлять там экстремальную программу, как в Москве или Петербурге. Где, кстати, живут светские и высокообразованные люди. Мы хотели сделать скромную программу, чтобы у местных людей не было шока», — сказал музыкант.

Но в комментариях к рекламно-информационным постам в соцсетях, сообщил Паук, высказывались предложения по разработке культурной системы Якутии, которая обязала бы приезжающие на гастроли группы заранее сдавать тексты на проверку в специальную комиссию.

«Какой-то совок, вы понимаете? Артист и промоутер и так несут ответственность по закону об экстремизме. И если человек идиот, то он будет на концерте исполнять запрещенные песни. И против него возбудят уголовное дело. Но, когда ничего еще не свершилось, то зачем это запрещать?» — заключил Паук.

Проще запретить, чем решить проблему

Рок-музыкант и один из основателей групп «Ария» и «Мастер» Алик Грановский рассказал «360», что в 80-е годы концерты рок-исполнителей запрещали не из-за текстов или угроз, а просто из-за выбранного музыкального направления. Поскольку оно не укладывалось в мораль советского общества.

«Не было в СССР рок-музыки», поэтому, на официальной сцене таких групп быть не могло. Поэтому все существовало и развивалось в андеграунде, а не в официальном понятии. Подпольные выступления пытались пресекать, но не из-за текстов, а из-за направления, которое не принималось тем обществом. По крайней мере, людьми, руководящими процессом», — сказал он.

Так в 1980-е запретили рок-концерт в Одессе. На мероприятие пришло огромное, по тем меркам, количество зрителей. Местные власти решили не рисковать так как просто не понимали, как себя поведет такое количество людей во время и после концерта. Им было проще запретить, чем решать эту проблему.

Палки в колеса

Музыкант группы «Аукцыон» Дмитрий Озерский сообщил «360», что начиная с 1984 года, чтобы получить разрешение на выступление, все группы должны были получать разрешение на исполнение песен. Но потом цензура пропала и в начале 90-х эту процедуру уже отменили.

«Очень трудно было получить разрешение на выступление. Сначала нужно было получить одобрение программы в рок-клубе, но после получения разрешения, никто уже особо не придирался, всем было наплевать. А вот с улицы могли забрать в отделение за неподобающий советскому гражданину внешний вид», — рассказал он.

В 1990-е, перед развалом СССР, добавил Озерский, они как-то «повздорили» с консульством Франции в Москве. После этого, музыкантам начали вставлять палки в колеса. В газетах появлялись заметки на тему «куда они ведут нашу молодежь» и «куда идет современная музыка». Но, по его словам, они и правда тогда вели себя не вполне прилично. Поэтому им и было сложно получить визы или разрешение на зарубежные гастроли.

Все зависит от местечковых властей

Музыкант «Машины времени» Евгений Маргулис крайне негативно отнесся к запрету концертов поскольку в свое время выступление их коллектива часто отменяли. Например в 1980-е годы, накануне премьеры программы «Маленький принц», один из советских чиновников распорядился зарубить ее на решающем худсовете. Кроме того, коллективу вообще запретили выступать в Москве. Ограничение сняли спустя несколько лет, в 1986 году.

«К отмене концертов я, разумеется, отношусь плохо. Мы сами через это прошли. На самом деле, все зависит от начальников на местах. Если начальник — идиот, то он будет отменять концерт. Если не идиот, то не будет. Все зависит от внутреннего состояния местечковых властей», — сказал Маргулис.

Границы искусства

Лидер группы «Крематорий» Армен Григорян начинал выступления с «квартирных» концертов. И главной угрозой их срыва тогда были внезапно вернувшиеся с дачи родители. Правда, иногда соседи вызывали милицию и музыкантам приходилось договариваться с правоохранителями.

«Менты были сговорчивыми, не помню, чтобы концерты тогда отменялись. А вот позже, бывало, что отменяли. У нашей группы название «очень веселое» и иногда, «отцам городов» это не нравилось. Интересный случай был в Израиле. Мы приехали на гастроли, но народ «переживший Холокост» встал на дыбы. И тогда мы пригласили группу седовласых мужчин-активистов на концерт. После выступления они пришли к нам в гримерку и всем пожали руки», - добавил Григорян.

Говоря об отмене выступлений современных исполнителей, музыкант пояснил, что российские рэперы в своих композициях делают упор на социальном протесте. К тому же сейчас, что в роке, что в рэпе наблюдается некая вседозволенность из-за чего нарушаются границы свободы других людей.

«Искусство должно иметь некие границы, и они должны быть обозначены каким-то вкусом. Иначе это все превращается в пошлость или агрессивность исполнителя, транслирующего это в толпу. Поэтому нужно вводить какие-то нравственные ограничения или коридоры», — заключил Григорян.

Реклама

Реклама