06 августа 2018, 19:21

«Люкс» покидает центр. Как пешеходы «выселили» брендовые магазины столицы

Читать 360tv в

Самую дорогую улицу России — Столешников переулок в Москве — покидают люксовые бренды. С начала года с насиженного места ушли Michael Kors, Chaumet, Moncler и Jimmy Choo. Причиной исчезновения магазинов из центра стало расширение пешеходной зоны и, как следствие, отсутствие парковки для высокодоходной публики. «360» разбирался, как новый городской ландшафт меняет экономику города.

В прошлом году Столешников переулок в Москве в четвертый раз подряд получил статус самой дорогой улицы для аренды в России. По данным консалтинговой компании Cushman & Wakefield, за 2017 год ставка аренды здесь поднялась почти на 10% — с 2818 тысячи евро до 3071 тысячи за квадратный метр в год. Это обеспечило переулку 15 место в мировом рейтинге самых дорогих арендных площадей планеты.

Реклама

Впрочем, столь высокую стоимость потянуть могут не все. Только за первую половину 2018 года закрыли свои магазины в Столешниковом такие тяжеловесы как Michael Kors, Chaumet, Moncler и Jimmy Choo, пишет РБК со ссылкой на консультантов рынка недвижимости JLL и CBRE. Причем помещения двух последних до сих пор не нашли новых арендаторов.

Переезд с самой дорогой улицы, по данным издания, планирует и бренд Van Cleef & Arpels. Помещение площадью 370 квадратных метров в доме № 9, которое сейчас занимает бутик, уже предлагается для аренды. По словам одного из источников РБК, Van Cleef переедет в Петровский переулок — там уже висит баннер о скором открытии.

Пешеходы мешают «люксу»

Как ни странно, но массовый побег люксовых брендов из центра связан с реконструкцией города. Как рассказала ведущий консультант департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Марьяна Матуева, уход люкса с улицы связан с тем, что Столешников переулок стал пешеходным в 2012 году. С этого времени у арендаторов значительно снизились обороты, и они захотели сменить локацию.

Вдобавок на прилегающей к Столешникову переулку Петровке в прошлом году провели реконструкцию, оставив автолюбителей без достаточного количества парковочных мест, добавил в беседе с «360» архитектор-урбанист Андрей Иванов. «Дело в том, что ближайшие улицы после благоустройства потеряли часть парковки, поэтому основные клиенты люкса постепенно перестали туда ходить. Впрочем, место очень проходное, так что площади вряд ли долго будут пустовать», — считает урбанист.

Смена городского ландшафта и расширение пешеходных зон за счет парковочных мест действительно повлияли на развитие бизнес-среды в центре Москвы. Так, с начала года резко возросло число доступных для арендаторов площадей именно там, где тротуары были расширены. К примеру, на Тверской улице предлагают снять помещение, которое в данный момент занимает продуктовая сеть «Перекресток-экспресс», а на Арбате вакантным стало помещение ресторана Tajj Mahal.

Вблизи пешеходных зон обычно располагаются не самые дорогие магазины и рестораны, поэтому и уход люкса с пешеходного Столешникова логичен, отметил ресторатор Аркадий Новиков. «Эксклюзивный сегмент старается располагать свои точки там, где клиент на автомобиле мог бы без проблем припарковаться. При этом ресторанам более низкой ценовой категории наличие пешеходных зон играет даже в плюс. К примеру, в наших заведениях на Никольской после благоустройства таких зон выручка заметно подросла», — подчеркнул собеседник «360». Ресторатор добавил, что пока свои проекты в центре он закрывать не собирается, но при этом задумывается о расширении в других частях города.

Однако благоустройство улиц под нужды пешеходов не всегда негативно отражается на доходах бизнеса. По оценкам московских властей, программа «Моя улица» помогла увеличить оборот в магазинах и заведениях общепита на 20–30%. Градоначальники Москвы подсчитали, что там, где пешая зона была облагорожена количество пешеходов возросло с 15 до 100%. «То есть по отдельным улицам увеличение трафика произошло в два раза», — сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Также чиновник отметил, что после реконструкции в центре вместо люксовых брендов появилось больше продуктовых магазинов.

Мировая «пешая» экономика

В мировой практике увеличение мест для пеших прогулок в центральной части города, наоборот, приводит к повышению продаж. По данным компании ARUP, которая занимается инженерным проектированием городов, пешеходы тратят деньги на 65% чаще, чем это делают водители. Они подсчитали, что если на улице много пешеходов и велосипедистов, то на каждый доллар инвестиций возвращается почти 12 долларов прибыли.

Вдобавок западные урбанисты на месте парковок устраивают рынки, которые привлекают больше жителей, которые также захаживают и в другие магазины по близости. Так, в Бруклине после того, как парковку превратили в небольшой рынок, продажи местных предпринимателей выросли на 170%.

Другим плюсом «пешей» экономики является увеличение туристической привлекательности. Например, Барселона, которая начала работать с пешеходными пространством в 80-х, за два десятилетия нарастила поток туристов почти в три раза.

Реклама

Реклама