Лихачам придется заплатить. Как изменятся тарифы ОСАГО без контроля государств | 360°

09 июня 2018, 22:19

Лихачам придется заплатить. Как изменятся тарифы ОСАГО без контроля государств

Читать 360 в

К 2023 году правительство полностью перестанет регулировать цены на ОСАГО. За это время Минфин планирует уйти от обязательных тарифных коэффициентов и расширить тарифную сетку. Новая реформа позволит дисциплинированным водителям покупать полисы дешевле, а лихачей за допущенные нарушения накажет рублем. «360» подсчитал, во сколько россиянам обойдутся нововведения чиновников.

В ближайшие пять лет государство планирует отказаться от регулирования цен на полисы ОСАГО и предоставить возможность страховым компаниям самим устанавливать тарифы. О подобных планах экономического блока российского правительства рассказал замминистр финансов Алексей Моисеев. «Посмотрим, как пойдет. Но для себя я поставил отметочку — 2023-2025 год как моменты, когда полностью можно отказываться от регулирования тарифа ОСАГО», — подчеркнул Моссев.

Реклама

По словам чиновника, реформа будет проходить постепенно, чтобы не спровоцировать появление недобросовестных страховых компаний, которые под видом дешевой страховки продадут фальшивые полисы. Другой момент – ведомство опасается, что для некоторых автовладельцев ОСАГО окажется запредельно дорогим. «Важно, чтобы не получилось так, что отдельные категории людей не смогут позволить себе страховку только потому, что живут в регионе с высоким уровнем мошенничества, с высоким процентом случаев поддельных аварий с европротоколом и поддельных претензий», - сказал Моисеев.

Новая сетка тарифов

Несмотря на то, что государство пока не спешит отказываться от регулирования рынка автострахования в ручном режиме, Центробанк уже в августе 2018 года «размоет» тарифную сетку ОСАГО. Так, границы тарифного коридора базовой ставки будут расширены не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для самой массовой категории транспортных средств — легковых автомобилей физических лиц — коридор базовой ставки составляет 3,4–4,1 тысячи рублей, то после принятия изменений он изменится до 2,7 –4,9 тысячи рублей. В результате стоимость полиса для среднего водителя может вырасти с 5,8 до 7 тысяч рублей.

Вдобавок этим летом Банк России планирует заменить некоторые из коэффициентов, которые влияют на итоговую стоимость ОСАГО. Регулятор намерен увеличить число таких коэффициентов с текущих пяти и до 50 за счет более детальной разбивки в зависимости от водительского стажа и возраста. К примеру, водители от 18 до 24 лет получат более высокий счет за страховку, а для автолюбителей в возрасте от 25 до 34 лет полис может подешеветь на 4-5%, обещают в Центробанке.

Такой подход позволит более детально оценивать водителей и делать им скидки, отметил в беседе с «360» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. «Благодаря детальной градации аккуратный водитель с большим стажем вождения получит более выгодное предложение от страховщиков, в то время как автолюбитель с рискованным стилем вождения будет вынужден заплатить больше. При этом средняя цена на ОСАГО за счет конкуренции среди страховых компаний и контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы в итоге может даже снизится», - подчеркнул Юргенс.

Опыт зарубежных стран показывает, что отсутствие госрегулирования идет рынку автострахования на пользу. К примеру, в Германии, когда цены на ОСАГО устанавливало государство, полис стоил примерно 300 евро. После либерализации цен полисы подешевели примерно до 250 евро, а к 2010 году ОСАГО стоило чуть более 200 евро. Затем падение цены прекратилось, и в 2015 году средняя цена страховки составляла 230 евро, но выше 260 евро после цена уже не поднималась, даже в условиях инфляции.

Несмотря на зарубежный опыт, в России либерализация рынка может привести к неконтролируемому росту цен на полисы, считает координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Такая реформа может стать причиной картельного сговора между автостраховщиками. В результате цены на ОСАГО могут не опуститься, как это значится в планах ЦБ, а вырасти», - отметил собеседник «360».

Лихачи вне закона

Новая сетка тарифов будет бить в первую очередь по лихачам, которые при повышении тарифов просто начнут ездить без страховки, уверен заместитель директора Независимого актуарного информационно-аналитический центра Евгений Яненко. Сейчас штраф за вождение без полиса ОСАГО составляет всего 800 рублей.

«Если водителям с рискованным стилем вождения, которые часто попадали в аварии, существенно повысят тариф, то они могут отказаться от покупки полиса. Кроме того, плавающая сетка тарифов, которая не будет регулироваться государством, может привести к повышению цен в тех регионах, где тарифы долгое время были заниженными и страховщики несли по ним убытки», — рассказал собеседник «360».

По итогам 2017 года средняя выплата в ОСАГО выросла на 10% и составила 75 763 рублей, в то время как  минимальная плата за полис показала падение на 4% — до 5 819 рублей.

Впрочем, сами водители положительно отнеслись грядущим изменениям. В феврале социологи «Ромир» поинтересовались отношением водителей к грядущей модернизации ОСАГО. Число автомобилистов, положительно относящихся к предполагаемым переменам, составило 58%, при этом 68% респондентов заявили, что справедливый тариф снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей и увеличит для «лихачей». При этом 71% опрошенных отметили, что сейчас дисциплинированные автомобилисты платят за недобросовестных водителей и за тех, кто злоупотребляет правом.

Реклама

Реклама