24 июля 2018, 13:05

Легковушки «призовут» в армию. Зачем Минобороны расширяет список изымаемых в случае войны авто

Читать 360tv в

В России могут расширить список транспортных средств (ТС), которые граждане передадут для нужд армии в случае начала войны. Для этого планируется ставить на воинский учет все гражданские легковушки. Пока процедуре подвергается лишь крупная автотехника: тракторы, грузовики, автобусы и прицепы. «360» узнал мнения автоэкспертов об этой инициативе Минобороны.

Машины в армии

Соответствующий проект, вносящий изменения в «Приказ министра обороны РФ от 14 марта 2014 года № 151» разработали в Минобороны России. После его принятия на военный учет придется ставить авто, входящие в категорию «М1» Таможенного союза. А это — все легковушки вместимостью до девяти человек, включая водителя, пишут «Известия». Таким образом, если в части будет не хватать УАЗ-469, то их заменят на «Нивы», а если же и их не хватит, тогда войска будут комплектовать полноприводными иностранными внедорожниками. Например, дорогостоящими Volkswagen Touareg или Toyota Pradо.

Реклама

В военных комиссариатах на каждую легковушку будут заводить карточки технического состояния. Там же будет отражаться возможность эксплуатации ТС без предварительного ремонта после мобилизации, данные техосмотра и наличие ОСАГО. Вместе с тем, Минобороны ужесточит контроль учета ТС в мирное время. Также нововведения коснутся агрегатов электропитания, мобильных электро- и компрессорных станций: всего, что может понадобиться воинским частям для развертывания полевых лагерей и обеспечения энергией систем вооружения.

Мобилизация личных авто начнется только при введении в России военного положения. Предпочтения отдадут полноприводным отечественным внедорожникам типа УАЗ «Патриот». При этом машины не будут направлять в районы боевых действий. А их эксплуатация будет продолжаться до поступления в часть автотехники с резервных складов. После этого, авто вернут владельцу вместе с компенсацией. Ее рассчитают исходя из времени использования и повреждений, полученных легковушкой.

В настоящее время документ отправлен на антикоррупционную экспертизу и межведомственное согласование. Однако, по сведениям издания, текущая редакция проекта — не окончательная. Не исключено, что он претерпит существенные изменения. После принятия документа, данные о спецтехнике и легковушках в ведомство будут передавать не только из ГИБДД, Росстата или Гостехнадзора, но и из ФНС. Это позволит повысить достоверность полученной информации.

«Норма советского периода»

Военный эксперт Владислав Шурыгин пояснил «360», что предполагаемые Минобороны изменения являются «старым как мир решением». Почти по всех странах мира на протяжении всего ХХ века существовало понятие мобилизации гражданской автотехники для укомплектования частей в случае военной угрозы. В советское время существовал такой же закон и работал тот же принцип: вся автотехника, в том числе и та, что была в частных руках, особенно автомобили высокой проходимости, стояла на учете.

«И никто от этого сильно не переживал, потому что мобилизация — процедура военного времени. При этом оговаривается, что изъятие — временное и компенсируемое в случае износа или утраты. Сейчас просто возвращаются к мобилизационным нормам советского периода», — добавил эксперт.

Поэтому в предложенном Минобороны проекте, подчеркнул Шурыгин, нет ничего, что могло бы вызывать опасения и как-то затрагивать интересы граждан в мирное время. Это один из элементов мобилизационной готовности страны на случай войны. К тому же, в случае введения военного положения и угрозы нападения, говорить о личных интересах граждан, по его словам, «просто смешно».

«Понятие „частной собственности“ на войне — вещь более, чем условная. Поэтому, лучше не выбирать, кто заберет твою машину — свое же государство или чужое», — подчеркнул Шурыгин.

Говоря о постановке авто на воинский учет, эксперт предположил, что, вероятнее всего, процедура будет проходить автоматически. То есть при покупке легковушки документы будут отправляться не только в ГИБДД, но и в военкомат, что не вызовет лишней бумажной волокиты и проблем для водителей. А если на машину будет изначально заводиться «военный паспорт», то последующие ее продажи будут регистрироваться примерно так же, как смена автовладельца в ГИБДД.

«В СССР из народного хозяйства могли забрать любые транспортные средства, которые на тот момент считались необходимыми. Из частного пользования изымали, как правило УАЗы, „Нивы“, „Волги“. Про автомобили обычного класса — Lada или „Москвичи“ речи вообще не шло. Сейчас будет примерно тоже самое. Мобилизации будут подлежать авто с высокой проходимостью, имеющие военное значение», — заключил он.

Не факт, что будут выполнять

По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, новый проект Минобороны, скорее всего, усложнит жизнь граждан. В беседе с «360» он не исключил, что помимо постановки машины на учет в ГИБДД , водителю придется ехать в военкомат и проходить еще одну процедуру постановки машины на учет.

«Мне кажется, если такая инициатива и вводится, то нужно сделать так, чтобы у автовладельцев не возникало лишних проблем. То есть проработать какую-то процедуру автоматической регистрации, чтобы человеку не нужно было ездить по разным ведомствам и организациям. А для того, чтобы Минобороны могло изымать авто у граждан — достаточно приказа», — добавил Канаев.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов сообщил «360», что скорее всего, если автовладельцев обяжут самостоятельно ставить машины на воинский учет, то большинство из них проигнорирует это требование. Потому что инспекторы ГИБДД проверяют документы в соответствии с Правилами дорожного движения. И никакие «военные паспорта» в ПДД не прописаны.

«Поэтому, скорее всего, никто приказ выполнять не будет, проверить постановку на учет автоинспектор не сможет и никакой ответственности большинство автовладельцев за это не понесет. Но если приказ потянет за собой изменение федерального законодательства, тогда другое дело. Но пока никакой проблемы я не вижу», — добавил Шкуматов.

Реклама

Реклама