03 апреля 2019, 18:05

Легенду на запчасти. Для чего челябинский завод хочет заполучить торговый знак «Победа»

Читать 360tv в

Челябинская компания хочет отсудить у Горьковского автозавода права на торговый знак «Победа», поскольку ГАЗ эту марку все равно не использует. Юрист Тимур Маршани оценил шансы истца как высокие. Однако представители автозавода заявили, что намерены бороться за марку, иначе, по их словам, легенда превратится в запчасти.

Передача прав

Горьковский автозавод может лишиться знаменитой в СССР автомобильной марки «Победа». 25 марта машиностроительная компания «Хартунг» подала иск с требованием досрочно прекратить правовую охрану знака из-за длительного неиспользования. Рассмотрение дела состоится 22 апреля. Предприятием владеют супруга и сыновья депутата Госдумы Валерия Гартунга. В случае получения статуса правообладателя знака предприниматели намерены выпускать под легендарной маркой колесную продукцию и спецтехнику: прицепы и полуприцепы.

Реклама

«Каких-то цифр и расчетов у нас нет. Мы посчитали, что этот бренд и фонетически, и для восприятия наиболее благозвучен. И он будет замечательно смотреться на нашей продукции, производимой нашей отечественной компанией», — рассказал «360» директор по развитию ООО «Хартунг» Константин Сычев.

Двухлетняя тяжба

Примечательно, но борьба за «Победу» длится уже практически два года. 21 ноября 2017-го Суд по интеллектуальным правам досрочно прекратил правовую охрану товарного знака «Победа» в отношении запчастей к автомобилям, фургонам, грузовикам, автобусам, фурам и так далее. Ответчик — компания «ГАЗ» не смогла тогда предоставить доказательства, подтверждающие факт использования товарного знака для этих товаров. 19 апреля 2018 года президиум суда оставил в силе вердикт суда первой инстанции. Однако этого решения Роспатенту, пояснил Сычев, оказалось недостаточно и передача прав не состоялась. Поэтому представители компании подали новый иск.

«Тот иск, о котором сегодня так широко говорят, — часть длительного процесса. На протяжении процесса мы предпринимали попытки достичь договоренности с ПАО „ГАЗ“, но их представители сначала декларировали готовность, потом свои намерения отзывали. Поэтому перед вторым процессом у нас не оставалось выбора», — сказал он.

Так что удивление и негодование представителей Горьковского автозавода кажется Сычеву странным. Они давно знали о намерениях предпринимателей и участвовали в переговорах на эту тему. Также перед подачей последнего иска стороны встречались, во время досудебных переговоров, как того требует российское законодательство.

«Для них это не сюрприз, это достаточно давно тянется. Мы и тогда, и сейчас готовы найти совместное решение», — добавил директор.

Инструмент давления

Знакомый с ситуацией источник «Коммерсанта» заявил, что притязания «Хартунга» на торговый знак — просто инструмент давления со стороны бизнесменов на ГАЗ. Компания является официальным дистрибутором колес и прицепной техники «Челябинского кузнечно-прессового завода», продукцию которого приобретает автозавод. Однако Сычев эти слухи опроверг.

«Эти заявления в публикациях вызывают у меня наибольшее недоумение. Процесс тянется давно, и никто до сегодняшнего дня не обращал на него внимания. Я не знаю деталей переговорных процессов с ГАЗ о поставках. Я их не веду. Но хочу подчеркнуть, что этот процесс никак не связан с другими переговорами. Он связан исключительно с нашим желанием производить продукцию под товарным знаком „Победа“», — заявил Сычев.

Шансы истца

В 2009 году группа «ГАЗ» приобрела права на товарный знак у бизнесмена Павла Андреева. В 2018-м Роспатент продлил права автозавода до лета 2029-го. Однако автозавод никак не использовал товарный знак и во время предыдущих судебных заседаний практически не интересовался его дальнейшей судьбой.

«То, что сейчас происходит, для нас сюрприз. Тем более во время предыдущих судебных заседаний, ну если не на 100%, то большинство из них проходили для ГАЗа заочно. Они даже не присылали в Москву своего представителя. И какой-то активности в переговорах от них замечено не было», — подчеркнул он.

В беседе с «360» адвокат Тимур Маршани оценил шансы «Хартунга» на успех как «очень высокие». Если правообладатель три года не использует свое право, то по российскому законодательству заинтересованное лицо может перевести его на себя.

«Просто возникли технические проблемы с Роспатентом. А перспектива компании в суде хорошая. И их иск, скорее всего, будет удовлетворен», — пояснил адвокат.

Легенду на запчасти

К моменту публикации статьи представители ГАЗ на запрос «360» не ответили. Знакомый с ситуацией источник пояснил, что в новом иске речь идет не о получении части прав на торговый знак для производства автозапчастей, а о марке целиком. А это означает, что легендарная «Победа» превратится в колесные диски и другую продукцию челябинского завода, в то время как под этим именем в будущем мог бы появиться новый автомобиль. Именно поэтому ГАЗ и намерен бороться за марку.

В беседе с «Коммерсантом» вице-президент группы «ГАЗ» Елена Матвеева заявила, что они намерены отстаивать право на «Победу» в суде. Поскольку бренд неотъемлемо связан с автозаводом, является одним из символов советской автоиндустрии и его хранят «для использования в новых разработках».

«Удивительно, как вообще могла возникнуть настолько непатриотичная идея — использовать легендарный автомобильный бренд в автокомпонентах. Где истец планирует его применять — в брендировании стальных заготовок или колес? Или рассчитывает перепродать право на „Победу“ зарубежному производителю?» — заявила она.

Реклама

Реклама