• 30 августа 2018, 19:42

    «Лазерные хулиганы» под прицелом. Глаза пилотов хотят защитить от шутников

    Ространснадзор предложил ужесточить наказание для «лазерных хулиганов», которые ослепляют пилотов самолетов и используют петарды рядом со взлетной полосой. Ведомство хочет отправлять виновных под арест на 15 суток и в разы увеличить штрафы за хулиганство вблизи воздушных гаваней. С начала года только в подмосковных аэропортах пилоты трех лайнеров едва не пострадали от лазерных указок. Приведет ли «закручивание гаек» к сокращению числа подобных инцидентов, разбирался «360».
    «Лазерные хулиганы» под прицелом. Глаза пилотов хотят защитить от шутников

    В России прорабатывают меры по усилению наказания для «лазерных хулиганов». Это те, кто специально ослепляет пилотов самолетов во время взлета и посадки, подвергая угрозе жизни десятков человек. Новый пакет предложений разработали сотрудники Ространснадзора, сообщили «Известия».

    По данным издания, ведомство решило переписать практически всю статью 11.3 КоАП о действиях, угрожающих безопасности полетов. К примеру, планируется добавить в закон новый вид нарушений: умышленное применение лазеров и изделий на их основе вблизи взлетных полос. Всех попавшихся по этой статье злоумышленников служба планирует штрафовать на сумму от 15 до 30 тысяч рублей или отправлять под арест сроком на 15 суток.

    Ведомство предлагает и серьезно увеличить размер взысканий по уже существующим видам правонарушений. За использование пиротехники рядом со взлетной полосой штрафы могут повысить в 10 раз, а за проход или проезд по территории аэропорта без разрешения — в 150 раз.

    Инициативы ведомства в воздушных гаванях поддержали. Представитель пресс-службы Шереметьево подчеркнул, что меры будут полезными, поскольку аэропорты до сих пор сталкиваются с такого рода хулиганством. «Умышленные действия влияют на безопасность полетов», — отмечают в Шереметьево.

    В Домодедово также положительно отнеслись к задумке Ространснадзора. В беседе с «360» пресс-секретарь аэропорта Александр Власов рассказал, что безопасность полетов — главный приоритет в гражданской авиации. «Поэтому важно, чтобы на уровне законодательства были эффективные механизмы противодействия и наказания за подобные действия», — заметил он.

    Пассажиры в опасности

    «Лазерные хулиганы» под прицелом. Глаза пилотов хотят защитить от шутников | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»/Игорь Зарембо

    С начала года российские аэропорты не раз подвергались лазерному «обстрелу». Так, в апреле неизвестные пытались ослепить пилотов двух пассажирских авиалайнеров в Подмосковье. Пострадали экипажи рейсов, совершавших маневры в районах аэропортов Внуково и Домодедово. В первом случае речь идет о самолете Gulfstream, который направлялся из Дубая в Москву и в момент инцидента заходил на посадку. Аналогичная жалоба поступила и от экипажа лайнера Boeing-737 авиакомпании «Глобус», следовавшего по маршруту Москва — Норильск и набиравшего в этот момент высоту. К счастью, пилоты в обоих случаях сумели выйти из зоны поражения, и оба лайнера благополучно завершили рейс. Злоумышленников так и не удалось найти.

    Другой случай произошел в том же Внуково в мае этого года. Тогда ослепили лазером пилотов, выполнявших рейс из Владикавказа в Москву. Инцидент произошел в небе над населенным пунктом Апрелевка в Наро-Фоминском районе. Полиция выехала на предполагаемое место преступления, но нарушителей уже и след простыл.

    Как рассказал «360» летчик 1-го класса Андрей Литвинов, в его практике были случаи, когда свет от лазера попадал в кабину при посадке. «Мы не раз сталкивались с тем, что при заходе на посадку в районе аэропорта Шереметьево хулиганы пытались осветить кабину пилотов. Согласно инструкции, мы с воздуха передавали диспетчерам примерные координаты. Туда выезжала полиция, но никого не ловили, к сожалению», — отметил пилот.

    По словам специалиста по безопасности полетов Александра Романова, за хулиганство с транспортными средствами можно привлечь даже к уголовной ответственности. Однако в случае с лазерными указками доказать это и, соответственно, покарать нарушителей достаточно сложно.

    «Ужесточение наказания вряд ли приведет к тому, что хулиганы станут меньше баловаться лазером. Дело в том, что те, кто наводят лазерную указку на самолеты, зачастую даже не подозревают, что их действия могут повлечь за собой крушение лайнера. Поэтому, по моему мнению, нужно проводить просветительскую работу с уже попавшимися на этом деле нарушителями, а также проводить, например, семинары в школах», — подчеркнул он.

    Россия взяла за основу европейский опыт, отметил в беседе с «360» генеральный директор агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко. По его словам, в некоторых западноевропейских странах и США существуют приложения для смартфонов, в которых детально описаны правила поведения вблизи аэропортов и наказания в случае их нарушения.

    Так, в США, согласно федеральному закону об аэронавтике, хулиганам грозит штраф до 100 тысяч долларов или лишение свободы до пяти лет. В Великобритании за ослепление пилотов можно отправиться за решетку на пять лет. В Англии эта проблема стоит особенно остро. По данным Британской ассоциации пилотов (BALPA), в 2015 году примерно половина летного состава подверглась лазерным атакам. Причем один из пилотов получил серьезное повреждение сетчатки глаза и был вынужден взять отпуск.