• 02 ноября 2018, 19:36

    Курс на регионы. Зачем «Аэрофлот» создает транспортные базы по всей России

    К своему столетию «Аэрофлот» обнародовал стратегию развития компании до 2023 года. Перевозчик планирует построить три региональных и один международный транспортный хаб в России. По мнению аналитиков, наращивание маршрутной сети позволит компании увеличить пассажиропоток и вытеснить конкурентов с рынка. Где могут появиться новые транспортные узлы, рассказывает «360».
    Курс на регионы. Зачем «Аэрофлот» создает транспортные базы по всей России

    Летом текущего года гендиректор группы компаний «Аэрофлот» Виталий Савельев объявил о намерении создать сеть региональных хабов. Тогда он не уточнял, аэропорты каких именно российских городов станут новыми узловыми точками для компании, но в списке фигурировали Санкт-Петербург, Сочи и Красноярск.

    Теперь совет директоров «Аэрофлота» одобрил стратегию развития, согласно которой к 2023 году планируется создать три новых региональных и один международный хаб. Так, базы компании появятся в аэропортах Сочи, Екатеринбурга и Новосибирска. При этом в двух последних в настоящее время располагаются конкуренты перевозчика на отечественном рынке. Екатеринбургский аэропорт Кольцово считается ключевой транспортной базой «Уральских авиалиний», а в новосибирском Толмачево базируются борты S7.

    По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, выбор в пользу этих воздушных гаваней был очевиден. Инфраструктура данных трех аэропортов считается одной из самых развитых в стране, подчеркнул собеседник «360».

    «Три перечисленных аэропорта являются крупнейшими по объемам перевозок. К примеру, Сочи считается одним из самых популярных транспортных узлов на юге, в то время как Екатеринбург — это крупнейший региональный аэропорт в стране. А Новосибирск является третьим после московского и питерского узла по пассажиропотоку», — заметил Дмитрий Адамидов.

    Международный Красноярск

    Курс на регионы. Зачем «Аэрофлот» создает транспортные базы по всей России | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Международный узел будет располагаться в Красноярске. Дислокация перевозчика в этом городе позволит увеличить транзитный пассажиропоток из Европы в Азию, отмечают в авиакомпании. «Мы хотим из Москвы перемещаться. Мы в Шереметьево примерно на 85% сегодня присутствуем. Но мы хотим рассматривать четыре точки: это Сочи, где мы будем базироваться, а не просто летать; Екатеринбург, где мы будем базироваться; Новосибирск и Красноярск», — рассказал Виталий Савельев на встрече с Владимиром Путиным.

    Примечательно, что изначально международным узлом перевозок «Аэрофлота» должен был стать аэропорт Екатеринбурга, но после переговоров авиалинии сделали выбор в пользу хаба в Красноярске. По словам опрошенных «360» экспертов, подобное решение обусловлено географическими причинами.

    Дело в том, что кратчайший путь до Китая, который считается одним из ключевых направлений «Аэрофлота» в Азиатском регионе, пролегает южнее екатеринбургского Кольцово. «Транспортный хаб в Красноярске позволит авиалиниям наладить транзит из крупных европейских городов по азиатским направлениям. Также стыковочный узел даст возможность компании открыть новые маршруты и увеличить количество связанных пар городов», — подчеркнул в разговоре с «360» глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

    Эксперт также отметил, что новый транспортный узел даст толчок развитию региона. «Теоретически Красноярск может приобрести очень значительный дополнительный пассажиропоток. Причем речь идет не столько о россиянах, сколько о гражданах европейских и азиатских государств», — заметил Пантелеев.

    Новый проект может дорого обойтись «Аэрофлоту», считают эксперты. Мультихабовая модель предполагает выделение средств на персонал по техобслуживанию, администрированию и организации продаж. Так как в регионах в достаточном количестве людей нет, «Аэрофлоту» придется организовывать трудовую миграцию, поэтому, по оценкам аналитиков, затраты могут составить сотни миллионов долларов.

    Миллионы на регионы

    Курс на регионы. Зачем «Аэрофлот» создает транспортные базы по всей России | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    По прогнозу «Аэрофлота», российский авиарынок вырастет к 2023 году до 189 миллионов человек. Для сравнения: в 2017 году российские авиакомпании перевезли 105 миллионов человек, а с учетом иностранных компаний — 124 миллиона человек. В условиях растущего пассажиропотока авиалинии также собираются расширить свое присутствие на отечественном рынке.

    Региональные перевозки, согласно принятой «Аэрофлотом» стратегии, в ближайшие пять лет должны увеличиться почти втрое: с 7 до 19 миллионов пассажиров. В свою очередь, международный транзитный пассажиропоток должен возрасти до 10–15 миллионов человек. Для сравнения: в 2017 году этот показатель превысил отметку в пять миллионов пассажиров.

    Именно создание новых транспортных хабов позволит «Аэрофлоту» привлечь новых клиентов, уверены эксперты. Дело в том, что сейчас все рейсы ПАО «Аэрофлот» выполняет только через крупнейший аэропорт страны — Шереметьево, где у перевозчика находится база. При этом прямых рейсов между другими городами у него нет. Дочки перевозчика — «Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный перевозчик «Аврора» — выполняют рейсы как из Москвы, так и минуя столицу.

    «Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: для того чтобы человеку добраться из Красноярска в Пермь, ему необходимо совершить посадку в Москве и сменить лайнер. После ввода хабов такая проблема исчезнет. Поскольку пассажиры в большинстве случаев будут готовы платить за прямые рейсы, затраты на организацию транспортных узлов, вероятнее всего, окупятся», — резюмировал Дмитрий Адамидов.