• Курс на падение. Что ждет Boeing после череды крушений новейших лайнеров авиаконцерна

    Вторая за полгода катастрофа с новыми лайнерами Boeing 737 MAX 8 обрушила котировки акций корпорации. Эти самолеты стали самыми прибыльными для компании: сейчас у Boeing около пяти тысяч заказов на борта линейки MAX от иностранных и российских авиаперевозчиков. При этом авиационные власти некоторых стран временно приостановили эксплуатацию таких самолетов. Обрушат ли крушения лайнеров репутацию Boeing, разбирался «360».
    Курс на падение. Что ждет Boeing после череды крушений новейших лайнеров авиаконцерна
    Следующая новость

    На сообщениях о новой катастрофе акции Boeing ушли в крутое пике на торгах Нью-Йоркской биржи. На открытии торгов понедельника котировки компании подешевели на 7%, а максимальное падение за торговую сессию превысило 13%. Во вторник, 12 марта, ситуация на рынке изменилась: акции подросли на 5%, но все равно торгуются значительно ниже значений прошлой пятницы.

    Подобную панику среди инвесторов вызвала катастрофа самолета 737 MAX в Эфиопии. Трагедия унесла жизни 149 пассажиров, в числе которых трое россиян. Эта авария стала уже вторым трагическим происшествием с новым лайнером Boeing. В конце октября прошлого года аналогичный самолет индонезийской авиакомпании Lion Air разбился у западного побережья острова Ява. Тогда погибли 189 человек, включая восемь членов экипажа.

    Две схожие аварии с идентичными лайнерами могут оказать серьезное давление на прибыль корпорации, отмечают опрошенные «360» аналитики. Модели линейки МАХ, которых с мая 2017-го поставлено уже более 350 по всему миру, обеспечивают компании основной прирост выручки. При этом вторая авария за пять месяцев может заставить инвесторов и дальше скидывать акции Boeing, считает главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров. «Две аварии новых самолетов подряд негативно казались на капитализации концерна. Если подтвердится, что катастрофы произошли по вине Boeing, из-за технических недочетов, то концерт ждет не только сокрушительный удар по имиджу, но и огромные судебные издержки», — заметил собеседник «360».

    Между тем корпорация только после первой аварии в Индонезии уведомила эксплуатантов об установленной на новом типе самолета автоматический системе MCAS, которой в прежних модификациях 737 не было. «Система автоматически опускает нос самолета, чтобы предотвратить падение подъемной силы из-за срыва потока. При этом в нештатной ситуации система слишком сильно может опустить нос борта, а пилот не сможет выровнять самолет. В результате борт рискует уйти в пике даже при ручном управлении. На доработку этого программного обеспечения может уйти до года, или инженеры смогут просто отключить эту систему, тогда потребуется гораздо меньше времени», — объяснил Роман Гусаров.

    Летные издержки

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/03/30517_%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%BB.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Часть перевозчиков уже начала отказываться от эксплуатации бортов Boeing 737 MAX 8. Так, временно приостановили полеты на данных лайнерах Ethiopian Airlines и британская Cayman Airways. Также до выяснения причин крушения от эксплуатации лайнеров отказались авиационные власти Монголии, Индонезии и Китая. В Поднебесной находится порядка 60 самолетов Boeing 737 MAX, на них летают две крупнейшие компании страны: AirChina и China Airlines. Последовали их примеру и перевозчики в Сингапуре, Мексике и Аргентине.

    Впрочем, далеко не все перевозчики спешат закрывать в ангарах свои Boeing. К примеру, американские Southwest Airlines и American Airlines пока не намерены останавливать полеты своих лайнеров. Европейские авиалинии также продолжили эксплуатацию самолетов. По словам Романа Гусарова, прекратив использовать лайнеры, перевозчики несут существенные издержки, так как за самолеты все равно списывается лизинговая плата, хотя те и стоят на земле.

    «Расходы на содержание бортов увеличиваются, ведь экипажу и обслуживающему персоналу необходимо платить. Также у авиакомпании остаются обязательства перед пассажирами, и, чтобы доставить клиентов до места назначения, они вынуждены искать дополнительные борта в своем парке или договариваться со сторонними перевозчиками. В результате авиалинии несут даже большие затраты по сравнению с производителем лайнеров», — добавляет собеседник «360».

    Заказы в режиме ожидания

    https://360tv.ru/media/uploads/article_images/2019/03/30518_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%81.jpg
    Источник фото: РИА «Новости»

    Самолеты модификации 737 считаются самыми популярными аппаратами в мире, отмечают опрошенные «360» эксперты. С начала 1960-х годов концерн выпустил более 10 тысяч бортов 737, что сделало его самым продаваемым лайнером всех времен. За этот же период основной конкурент американцев на рынке — Airbus — выпустил всего восемь тысяч лайнеров A320, которые по своим характеристикам схожи с самолетами Boeing.

    Модификация MAX была задумана конструкторами концерна для повышения продаж лайнеров, отмечает специалист по безопасности полетов Александр Романов. «Концепт стал ответом на более современную модификацию A320neo, которые поставляются заказчикам с 2016 года. Американцы модернизировали серию 737, сделав аппарат более маневренным, безопасным и удобным в эксплуатации. Это фактически сделало борт лидером на рынке», — утверждает собеседник «360». Самолеты 737 MAX быстро стали популярными среди перевозчиков. Сейчас по миру летает порядка 350 лайнеров данной модификации, а авиалинии заказали у концерна порядка пяти тысяч Boeing 737 MAX.

    В числе заказчиков значатся и российские авиакомпании. В частности, двумя аппаратами владеет S7 Airlines. Еще около 30 бортов 737 MAX 8 планирует закупить дочка «Аэрофлота» — лоукостер «Победа». В парке компании уже значится 20 самолетов предыдущего поколения — Boeing 737-800. Также в начале мая 2018 года Utair заключил контракт на 30 самолетов аналогичной комплектации. Кроме того, накануне «Уральские авиалинии» оформили крупную сделку по операционному лизингу 14 новых воздушных судов типа Boeing 737 MAX-8 сроком на 12 лет. При этом после последнего крушения руководство компании пока не спешит отказываться от бортов.

    «Перевозчики вряд ли будут аннулировать заказы на самолеты, поскольку твердые контракты подразумевают под собой невозвратный депозит, а компании не готовы будут понести дополнительные издержки. Скорее всего, речь может идти о приостановлении действия контракта на время выявления причин крушения», — заключил в разговоре с «360» директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

    Следующая новость