facebook_pixel
  • 15 октября 2018, 16:30

    Культ стереотипов. Зачем артисты от Шнурова до Little Big строят клипы на недостатках россиян

    Образ стереотипного россиянина обыграли уже многие артисты, но последним стал рэпер ST в дуэте с Сергеем Шнуровым. Тема слегка поднадоела, поэтому «360» выяснил, зачем ее продолжают педалировать.

    Рэпер ST и Сергей Шнуров 15 октября выпустили совместный клип. Композиция называется «Балалайка» и отражает стереотипные российские реалии в день рождения: застолье с родственниками, водочка, танцы, песни эстрадных певцов из телевизора. От Шнурова клипы такого формата ожидаемы, ведь именно за простоту его и любят фанаты, а вот каков замысел молодого рэпера — загадка. В последнее время отечественные артисты часто поднимают тему стереотипного россиянина, поэтому назрели вопросы: зачем это и помогают ли такие идеи стать ближе к народу.

    По сюжету, день рождения у рэпера ST. К нему приходят друзья и родственники, дарят цветы, алкоголь, конверты с деньгами, в которых почему-то пусто. Компания выпивает, общается, смотрит телевизор, в котором певица, образ которой очень похож на Филиппа Киркорова, исполняет песню, в итоге призывающую «снять с себя рубаху и послать все на х**».

    В какой-то момент на экране появляются ведущая, которую играет супруга рэпера Ассоль, и Сергей Шнуров в роли психолога с 45-летним стажем. Девушка задает вопрос своему гостю: «В чем смысл жизни?», — на что Шнуров отвечает: «С удовольствием! Ничего не утаю. Шлите все на х**».

    Идея клипа не нова. В августе о подобном уже рассказывали Дима Билан и Polina. В клипе «Пьяная любовь» показана стереотипная русская свадьба «по залету». Драки, разочарования, тамада и «интересные» конкурсы с шариками, которые надо лопать, и колбасой, которую надо передавать ногами.

    Еще одним прекрасным творением из этой же серии можно назвать пародию «Розово-малиновое вино» Игоря Николаева, Ивана Урганта, Александра Гудкова и певца Feduk на песню «Розовое вино» Элджея и Feduk. В ролике показан типичный поход в баню русских мужиков: выпивка, веники, разговоры за жизнь в перерывах между походами в парилку, «ваш друг», который не вылезает из бани, пока не потеряет сознание.

    Видео сняли еще в декабре 2017 года. С тех пор ролик набрал 10 миллионов просмотров.

    Или возьмем хотя бы последние творения Филиппа Киркорова: клипы «Цвет настроения синий» и видеообращение к фанаткам после композиции Ibiza, где Киркоров спел вместе с Николаем Басковым. В первом ролике артист показывает стереотипное поведение российской молодежи: вечеринки «на хате», алкоголь, хулиганство и так далее. А во втором Киркоров и Басков извинились перед своей целевой аудиторией — пенсионерками и женщинами старше 50 лет, которые одеваются в типичные для своего возраста платья. Сами артисты надели шлепанцы на носки, что уже давно стало отличительной чертой жителей российской глубинки.

    Еще один пример — Faradenza от Little Big. В нем главный герой приезжает на курорт на «Жигулях» и бродит по разным местам, встречая пенсионерок, которые от него без ума. Все они одеты в привычные халаты, закрытые купальники, носят типичные шляпки, огромные бусы, едят в столовой порции котлеток с «пюрешкой» из кастрюль.

    Так почему популярные музыканты в последнее время так эксплуатируют образ стереотипного россиянина? Музыкальный критик Глеб Тарабутин считает, что понятная народу тема работает всегда. Да и стоимость таких клипов невелика.

    Эта тема понятна народу, она работает. С точки зрения производства делать такие клипы недорого. Другое дело, кто как это использует. Шнуров больше бизнесмен, чем остальные наши музыканты. Он четко знает, для кого, как и что он снимает. У него это наиболее успешно получается

    Глеб Тарабутинмузыкальный критик.

    «Шнуров на современном шоу-бизнес-рынке — один из наиболее талантливых деятелей. У него четко просчитана аудитория, четко просчитаны цели, он очень грамотно эти цели продвигает. Я не поклонник его творчества, но как бизнесмен он меня восхищает», — добавил критик.

    Тарабутин считает, что с точки зрения творчества такая стилистика не очень хороша. «Если с точки зрения бизнеса, если это работает, если народ потребляет, то почему нет», — добавил Тарабутин.

    Музыкальный критик Денис Бояринов признался, что тема типичного, среднестатистического россиянина в клипах уже надоела.

    Выстрел, но немножко не в десятку. Неплохо сделано, но просто надоело смотреть. Заезженная тема. Самая непонятная вещь в этом видео — в каких отношениях состоят рэпер ST и группа «Ленинград»

    Денис Бояриновмузыкальный критик.

    По мнению Бояринова, такой формат клипов и песен удачно нашел Шнуров, после чего многие начали повторять его. Иногда получалось хорошо, но стилистика уже «бесит».

    «Это удачная стилистика, найденная Шнуровым. Сюжет многократно отыгран в клипах группы Little Big, например. Это некий стереотип русской реальности, который бесит, потому что все [артисты] решили его сделать. Конечно, какие-то русские люди так себя ведут в таких интерьерах, так проводят дни рождения, праздники, но нельзя же уже шутить про одно и то же столько раз подряд», — подчеркнул собеседник «360».

    В то же время закралась мысль, что Шнуров поделился своей темой с рэпером, чтобы захватывать больше молодых поклонников. «Его аудитория обширна и велика, но достаточно взрослая. Любому артисту нужно искать пути к новой аудитории, и для него такие коллаборации — это в том числе показать себя для молодых. Для них (Шнурова и рэпера ST — прим. ред.) это взаимовыгодное сотрудничество. Но тут нельзя говорить, что Шнуров какой-то эксплуататор», — заключил критик.