07 августа 2018, 14:48

Куда катится вагон

Читать 360tv в

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян сообщил, что Киев рассматривает возможность закрыть железнодорожное сообщение с Россией.

В «Украинских железных дорогах» заявили, что вполне допускают остановку сообщения. По словам Омеляна, «на рабочем уровне данный вопрос уже обсуждался».

Реклама

В это время в РЖД, Федеральной пассажирской компании, напомнили, что через Украину ходит только один поезд по маршруту Москва — Кишинев. Остальные составы перестали курсировать еще в 2014.

Одна моя добрая знакомая, ныне жительница подмосковного Звенигорода, много лет назад приобрела квартиру в родном ей Мелитополе. Каждое лето она вывозила туда внучку. Отец девочки, вдовец, постоянно жил в Киеве, но свою дочь доверил матери погибшей супруги. Вот так и ездили друг к другу в гости, как могли растили очаровательного ребенка.

И вдруг все резко изменились – ребенок подрос, малышка превратилась в красивую девушку, а поезда перестали ходить в ту и другую сторону. Попасть в Мелитополь стало почти невозможно. Бабушка девочки жаловалась, что и раньше украинские таможенники вели себя на границе с вызовом, часто проявляя неуважение к пассажирам, даже к таким безобидным, как она. Но женщина она все же бойкая, поэтому «наезд» железнодорожного таможенника упирался в крепкую стену ее достоинства и самоуважения. Теперь, по ее словам, столкновение невозможно по причине почти полного отсутствия железнодорожного сообщения. Взрослая внучка и к отцу в Киев вынуждена летать самолетом с пересадкой через Минск. Дорого, долго, утомительно, но выбора почти уже нет.

«Скоро мы друг друга узнавать перестанем, позабудем, как выглядим. Я даже уже стала забывать наглые рожи тех таможенников, которые трясли мои жалкие пожитки на границе», — печально шутит жительница Звенигорода, когда-то гражданка Украины, из уютного Мелитополя.

Остаются еще некоторые автобусные маршруты на Украину, но не каждый может выдержать долгую дорогу, сидя без движения в потертых жестких креслах. Как правило, ходят эти автобусы без биотуалетов и простейшей дорожной кухни. С детьми не поедешь, старикам не выдержать. Только мелкие торговцы и наемные работники трясутся по дорогам в оба направления.

Автомобильное сообщение тоже содержит целый ряд недостатков и вполне очевидных рисков. Поэтому и оно сократилось очень заметно.

Эта история мелитопольско-звенигородской семьи не единственная. Но мне пришлось услышать о ней от тех, кто оказался в ответе за то, чего не делал и о чем даже думать не мог.

С Киевского вокзала на Украину, в Молдавию, Румынию, Болгарию и Венгрию ходило, в свое время, много скорых и пассажирских поездов. В оба направления путешествовали смешанные семьи с детьми, командировочные, студенты и туристы. Это было одним из самых востребованных круглогодичных направлений, по популярности равное Кавказскому, Крымскому и Прибалтийскому. Но больше поезда в ту сторону и назад уже не ходят.

Пассажиров и грузов хоть отбавляй, а министр инфраструктуры Украины Омелян заявляет, что надо и то малое, что еще теплится, отрезать и засушить.

Даже обычно настроенный патриотически депутат Верховной Рады Игорь Мосийчук с отчаянием заявил с экрана, что если полностью закроют железнодорожное сообщение с Россией, украинская экономика «окончательно рухнет». Он был еще резче в своих оценках и выражениях. Есть смысл процитировать его шире:

«Миллионы украинцев, как бы к ним кто ни относился, но это все же украинцы — украинские граждане, работают на территории Российской Федерации. И если завтра, условно говоря, границы закроют, то как людям до дома добираться — почтой, бандеролью? И на чем им потом зарабатывать?». Дальше он напомнил, что экономика и так находится в состоянии стагнации. И крайне неуважительно охарактеризовал чиновников из украинского правительства.

Он прав по существу вопроса, потому что страны, называемые раньше республиками, связывали между собой не только пассажирские поезда, но и общие интересы в экономике и в обороне. А железная дорога была действительно важнейшей артерией, питавшей сердца двух столиц.

По мнению Мосийчука, все же нужно посоветоваться с украинцами, с представителями украинского бизнеса и предпринимателями перед возможным закрытием железнодорожного сообщения с Россией. Ведь с 2015 года, по инициативе Украины, полностью приостановлено и авиасообщение между странами.

В Госдуме напомнили, что Россия в прошлом году запустила новый участок железной дороги в обход Украины. Так что российские пассажиры могут воспользоваться этим маршрутом, если едут не на Украину, а на сопредельные территории. А вот как быть самим украинцам? Какими обходными путями пользоваться им? Да еще общие проблемы родственников по обе стороны границы, работников, проживающих на Украине, а работающих в России.

Вчера еще один депутат Рады, лидер партии «Батькивщина», бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сказала, что окончательно рухнуть украинской экономике не дают только те самые украинцы, которые до сих пор работают за границей и перечисляют деньги своим семьям на Украине. А это ежегодно гигантская цифра в пять миллиардов евро.

На своей странице в Facebook она заявила, что только это и держит на плаву экономику страны. Объяснять народу, по ее словам, можно «что угодно чем угодно».

«Плохие дороги — особенностями ландшафта и локальными сдвигами почв, задержки с выплатами пенсий — «разрывами», коррупцию — несовершенством законодательства, инфляцию — летней жарой или дождями», — уточняет она.

Дальше она задает вполне риторический вопрос: «Почему по телевизору — все хорошо, а в холодильниках — не очень. Почему есть „144 реформы“, но — никакого результата». И тут же утверждает, что единственное, чего власть объяснить не в состоянии, так это то, почему ей живется все лучше, а людям — все хуже.

«Это — простые люди, которые пытаются выжить, вопреки „реформам“ и реально заботятся о своих семьях и о своей стране. Без „разрывов“ в платежах и без другой абракадабры в объяснениях», — добавляет Тимошенко.

То, что вот-вот произойдет на железных дорогах, связывающих Украину с Россией, объясняет очень многое. Шлагбаум надолго опустится, начнут скучать на перегонах обходчики, ржавчина тронет рельсы, но никто – ни машинист, ни диспетчер – не возьмет на себя ответственности объяснить, куда все же катится этот вагон и почему впереди виден только тупик.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама