Кто выиграет от реформы ОСАГО - страховые или водители? | 360°

27 сентября 2016, 21:10

Кто выиграет от реформы ОСАГО - страховые или водители?

Читать 360 в

-

Законопроект об ОСАГО одобрен Минфином и поступит на рассмотрение депутатов после 5 октября, когда заработает Государственная дума нового созыва. Он предполагает два нововведения: увеличения лимита Европротокола до 100 тысяч рублей и революционную замену выплат пострадавшим на ремонт в автосервисе. Телеканал «360» проконсультировался с юристами и узнал, с какими бонусами и проблемами столкнутся автомобилисты, если законопроект будет принят.

Реклама

 

Зачем повышен лимит

Европротокол оформляется в случае, если в аварии участвовали 2 водителя, нет повреждений у других объектов (например, забора) и не пострадали люди. При этом оба водителя должны быть согласны с обстоятельствами произошедшего. Во всех других случаях обязателен вызов инспектора ГИБДД. Ну и самое важное: сейчас протокол составляется, если повреждения не превышают 50 тысяч рублей. Еще не принятые поправки увеличивают сумму выплат по Европротоколу до 100 тысяч рублей.

«Давно нужно было это сделать. Многие мои клиенты звонят и говорят, что немного поцарапали машину: дверь, крыло и диск. Прикинули, что в 50 тысяч укладываются, а на деле оказывается, что нет. Так что, конечно, это благо — экономия времени и сил», — комментирует инициативу автоюрист Дмитрий Славнов.

Зачем выплаты заменяют на ремонт

Вместо денежных выплат страховые компании будут ремонтировать машины. Точнее, заниматься этим будут автосервисы, с которыми они подпишут соглашения. То есть больше никаких наличных выплат.

«Законопроект очень интересный, на западный манер. Во всей цивилизованной Европе нет выплат. Пострадавший и виновник ДТП приезжают в страховую компанию, оставляют машину в автосервисе и там в течение одного-трех дней проводят качественный ремонт, — считает юрист Дмитрий Славнов. — Но работать это будет хорошо, только если страховые компании найдут адекватные автосервисы, которые не будут ставить б/у или аналоговые запчасти, а оригинальные тихонько продавать. Мне кажется мастера, работающие в данных мастерских, все равно где-то попытаются обмануть и сервис, и страховую компанию, подменив оригинальную запчасть. Кто все это будет контролировать? Если будут какие-то камеры постоянного видеонаблюдения с трансляцией в интернете, будет очень здорово».

Как будет производиться ремонт

У автовладельцев будет возможность выбора автосервиса из предлагаемого списка, однако они не смогут влиять на список работ и требуемых запчастей. Предполагается, что страховая компания будет нести ответственность и за качество ремонта, и за время его выполнения. Точные временные рамки неизвестны, и эксперты опасаются, что могут выстроиться огромные очереди.

«Это может стать проблемой для автовладельцев. Вместо того чтобы получить наличные 10−15 тысяч рублей за небольшой ремонт, например, крыла или фары, и сделать их в гараже у знакомого мастера, придется стоять в многомесячной очереди в сервис. Если ремонт сделан некачественно, это будет очень сложно доказать, потребуются экспертизы, а это существенно усложнит для граждан защиту своих прав», — такие минусы в законопроекте видит юрист Сергей Радько.

Поможет ли реформа против мошенников?

Гроза страховых компаний — хитрые адвокаты, их страховщики еще окрестили «черными юристами». О работе популярной сейчас схемы в случае, если страховая задерживает выплаты, телеканалу «360» рассказал юрист Александр Беленко.

«Адвокат предлагает пострадавшему прямо на месте отдать сумму ущерба, например, 50 тысяч рублей. Взамен просит переуступить ему право требования и обговаривает, что все, что он выиграет через суд, его. В суде юрист заявляет эти 50 тысяч убытка плюс моральный вред тысяч 20 и еще штраф — итого юрист получает 100 тысяч через суд, отдав 50 тысяч рублей автовладельцу», — сказал Беленко.

Такая схема станет невозможной, если не будет наличных выплат. Но эксперты считают, что у юристов по автомобильным вопросам работы только прибавится, скорее всего, количество исков о некачественном ремонте превысит количество существующих исков о недостаточной сумме компенсации. Однако и сейчас многие страховые компании ограждают себя от подобной схемы.

«Компании, заключая договор на полис ОСАГО, прописывают, что автовладелец при наступлении страхового случая не имеет права отдавать право переуступки третьим лицам. И это неправильно. Почему занятой человек не может передать право требования своей жене или сыну? То, что страховая компания в срок не выплатила компенсацию, и теперь через суд с нее взыскивают законный штраф, это ее недочет. Мы же не бежим жаловаться на ГИБДД, если нам выписали штраф за превышение скорости», — считает юрист Дмитрий Славнов.

Вторая очередь реформы ОСАГО

Рассмотрение второй очереди закона решили отложить. В нее входит отмена коэффициента мощности двигателя при расчете стоимости ОСАГО, цену на полис предлагают назначать исходя из количества аварий и штрафов, которые заработал водитель. Кроме того, собираются ввести три категории полисов с разным страховым покрытием — от 400 тысяч до двух миллионов рублей.

Дарья Дементьева

Реклама

Реклама