06 апреля 2017, 15:38

Кто играет «дальнобоем»? Дмитрий Ковалевич о том, кому могут быть выгодны протесты водителей

Читать 360tv в

-

В целом ряде российских городов мы могли наблюдать протесты дальнобойщиков, недовольных повышением тарифов системы «Платон». Однако самыми массовыми оказались протесты именно дагестанских водителей. Система «Платон», как известно, была введена еще в 2015 для компенсации ущерба, который наносят дорогам большегрузные автомобили, а с середины апреля 2017 тариф повышается на 25%.

Аналогичные системы действует и на дорогах США и большинства стран Европы. Естественно, водители всех регионов России тоже попадают под действие данной системы, однако в чем причина особого недовольства именно дагестанских водителей?

Не наблюдаем ли мы попытку раскачать ситуацию в России, используя национальный или религиозный фактор — самый легкий способ создать напряжение в обществе, которое может привести к непредсказуемым последствиям? В ноябре 2015 дальнобойщики Дагестана тоже ведь оказались наиболее активными протестующими против введения системы «Платон».

Напомним, что в Дагестане несколько сотен водителей заблокировали федеральную трассу Ростов-на-Дону — Баку (по которой поступает основная часть грузов из Ирана и Азербайджана), а замглавы министерства транспорта Дагестана в ответ на требования водителей заявил, что вопрос можно решить только на федеральном уровне.

В СМИ сразу же бросается в глаза тот факт, что активнее всех поддерживают водителей Дагестана в первую очередь ультра-либеральные российские СМИ, а также их западные аналоги, такие как «Радио Свобода».

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА НОвости

Как заявил в интервью «Радио Свобода» председатель петербургского отделения Организации Перевозчиков России Сергей Владимиров: «Настроения у людей такие, что большинство уже не верит ни во что и готово к радикальным мерам. Пока мы являемся, наверное, последней надеждой и буфером перед гражданской войной».

Из этого же интервью мы узнаем, что повышение тарифов фактически лишь формальный предлог, поскольку «они повысили на 25%, примерно до 1 рубля 90 копеек, но это даже не важно, они могут повышать сколько угодно — перевозчики все равно не платят ни копейки». Иными словами, если «никто все равно не платит», значит, реальная причина кроется в чем-то ином.

Одновременно с дальнобойщиками начали акции протеста рыночные торговцы Махачкалы, перекрыв центральный проспект.

Похоже, мы наблюдаем формирование определенной «волны» формально несвязанных, но скоординированных акций, цель которых, скорее всего, общая дестабилизация ситуации в России. Ну, а дальнобойщики Дагестана становятся в этой схеме своеобразными «заложниками» организаторов, которые пользуются тем, что многим дагестанским водителям пока еще сложно разобраться в самой системе «Платон».

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Что реально может беспокоить организаторов акции дагестанских водителей, так это возможность «вскрытия» серых схем, а не повышение ставки, которую «все равно никто не платит». С помощью системы «Платон» государству открывается реальная схема перевозок, данные о маршрутах и объемы доходов предпринимателей (в том числе — владельцев большегрузных автомобилей).

Что объединяет либералов Навального, продавцов Махачкалы и владельцев компаний, осуществляющих перевозки? Все они преимущественно представители мелкого и среднего бизнеса, традиционно (и во всех странах) протестующего против необходимости платить налоги, содержать школы, больницы, дороги и социальную инфраструктуру, то есть фактически протестующих против самой системы относительного перераспределения доходов и социальных благ.

Основной аргумент мелкого бизнеса в данном случае — это, как правило, обвинения государства в коррупции, однако коррупция в системе частного бизнеса (нередко даже больших размеров) просто не принимается во внимание или коррупцией вообще не считается. В ряде стран Ближнего Востока (ныне пребывающих в незавидной ситуации) именно мелкий бизнес становился своеобразной «взрывной» силой, а последствиями «взрыва» уже пользовались другие страны.

И в этом контексте следует обратить внимание на геополитический фактор, а именно на очередное обострение противостояния США и Ирана, а также попытки «вбить клин» между Россией и Ираном. Вероятно, в этом одна из причин, почему протесты дальнобойщиков наиболее активны именно в Дагестане, через который проходит основной грузопоток из Ирана (поскольку система паромного сообщения по Каспию практически не развита). Думаю, не случайно нападению бастующих дагестанцев подвергся на днях иранский автомобиль, следовавший через заблокированную трассу по маршруту «Иран-Белоруссия» (иранцу разбили стекла и фары).

Возможно, мы наблюдаем попытку «убить сразу двух зайцев»: расшатать ситуацию на юге России и существенно сократить доходы Ирана от торговли по транспортному коридору «Север - Юг». Вряд ли об этом знают дагестанские дальнобойщики, как и владельцы их автомобилей — скорее всего, их используют «вслепую», как это обычно бывает в таких случаях.

Дмитрий Ковалевич

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Реклама

Реклама