01 июня 2017, 13:36
Крушение Ту-154 под Сочи: стала известна причина авиакатастрофы
-
Самолет Минобороны РФ Ту-154 потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На борту воздушного судна, которое везло гуманитарную помощь в Сирию, было 92 человека — 84 пассажира и восемь членов экипажа. Все они погибли, так как самолет при падении разрушился. На протяжении полугода устанавливалась версия трагедии, и 31 мая Минобороны опубликовало итоги расследования. «360» рассказывает о трагедии и ее возможных причинах.
Реклама
Военный Ту-154 с бортовым номером RA-85 572.выполнял рейс из подмосковного Чкаловска в Латакию. Его целью была доставка гумпомощи в Сирию, а в Сочи он совершал плановую промежуточную посадку для дозаправки. После вылета из сочинского аэропорта — чуть менее чем через две минуты — авиалайнер упал в Черное море примерно в полутора километрах от берега.
Боль всей страны
На борту потерпевшего крушения судна находились восемь членов экипажа и 84 пассажира — артисты Ансамбля песни и пляски имени Александрова, сотрудники СМИ — журналисты и операторы Первого канала, телеканала «Звезда» и НТВ, благотворитель Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза, представители Минобороны и военные. Вскоре после катастрофы в российском военном ведомстве сообщили, что выживших в ней быть не может.
Трагедия произошла рано утром, и уже вечером 25 декабря предполагаемое место крушения лайнера определено. Началась поисковая операция — в ней были задействованы около трех тысяч человек, десятки единиц техники и водолазы. Бортовые самописцы не удалось достать сразу после катастрофы — они не были оборудованы радиомаяками, поэтому их пришлось искать на дне.
Пока продолжалась поисковая операция, люди несли цветы к набережной города Сочи, к дверям фонда «Справедливая помощь», который возглавляла доктор Лиза и зданию ансамбля имени Александрова.
26 декабря по всей стране был объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе Ту-154.
Глинка — благотворительный деятель, известный как в России, так и за рубежом. В Латакию она отправилась, чтобы самостоятельно передать гуманитарную помощь сирийской больнице. После ее смерти министр обороны пообещал, что дело доктора Лизы будет завершено, а также распорядился назвать одно из медучреждений Минобороны именем Елизаветы Глинки.
Версии
Упавший Ту-154 был построен в 1983 году. Данная модель была разработана еще в 1960-х, но с тех пор была несколько модернизирована. Ту-154 долгое время был главным военным лайнером в отечественном авиапарке, но феврале 2013 года серийное производство было прекращено. Всего в авариях и катастрофах потеряно 72 самолета, в общей сложности погибло 3263 человека.
Во время любой катастрофы рассматриваются три базовые причины: неисправность техники, ошибка экипажа и внешнее вмешательство. Результатами катастроф с Ту-154 редко бывали технические неисправности. Чаще всего к потери бортов приводили ошибочные действия пилотов и диспетчеров, а также погодные условия за бортом — например, в Грузии или на Ближнем востоке.
Крупнейшая катастрофа в истории произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Погибли все находившиеся на его борту 200 человек — 191 пассажир и девять членов экипажа. Катастрофа стала крупнейшей в истории советской авиации. Падение лайнера произошло по вине экипажа: самолет был перегружен, не были в достаточной мере учтены погодные условия, и экипаж нарушил руководство по летной эксплуатации. Среди неофициальных версий широко распространена гипотеза о том, что пилоты недостаточно отдохнули перед вылетом — до этого они почти сутки якобы бодрствовали.
После крушения Ту-154 под под Сочи Минобороны и Следственный комитет занялись расследованием инцидента. поначалу эксперты не исключали ни одну из трех возможных версий. В комиссию по расследованию причин катастрофы вошли также представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна «Туполев».
Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов заявил, что потерпевший крушение самолет был технически исправен, а регламентные работы проводились в сентябре 2016 года. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, назначенный ресурс самолета также не был исчерпан.
Постороннее вмешательство, в том числе теракт, сначала также не исключались, однако эта версия не была никак подтверждена.
Самолетом управлял опытный пилот Роман Волков — летчик первого класса, его общий налет — более трех тысяч часов. Однако, в марте «Коммерсантъ» сообщил, что причиной крушения самолета могло стать «иллюзорное состояние» пилота — довольно распространенная причина крушений в мировом масштабе.
В апреле среди возможных причин трагедии также в СМИ называли перегруз самолета — вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн.
Итоги расследования
На прошлой неделе, спустя почти полгода после трагедии, Сергей Шойгу заявил, что в Минобороны «на 99%» определили причину падения лайнера. Министр обороны рассказал, что результаты расследования будут обнародованы в ближайшее время, и действительно, 31 мая российские военные назвали возможную причину крушения самолета — ошибка пилота.
Установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном — сообщили в Минобороны.
По результатам расследования также была опровергнута версия по перегрузке самолета — Минобороны не нашло нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров, а также загрузки и центровки перевозимого груза, вес которого не мог критически повлиять на самолет.
Кроме того, не было выявлено нарушений при заправке, а также влияния внешних факторов.
На данный момент Следственный комитет продолжает свою работу в отношении катастрофы. В мае источник РИА Новости проинформировал, что следствие было продлено до 25 июня, но дата не является окончательной.
Реклама
Реклама