facebook_pixel
  • 21 декабря 2016, 16:50

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе

    Вечером 20 декабря учащиеся спецшколы «Шанс» для детей с девиантным поведением на юге Москвы забаррикадировались в здании и выгнали из учреждения контролеров и воспитателей. Один из бывших учеников рассказал телеканалу «360», что бунт мог произойти из-за негативного отношения со стороны «режимников». Так учащиеся называют не самих воспитателей, а сотрудников, которые работают сутками и следят за тем, чтобы дети не нарушали распорядок и не убегали.

    Телеканал «360» решил узнать у специалистов, что такое девиантное поведение, как подростки попадают в подобные спецшколы и что могло стать причиной бунта в учреждении.

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе | Изображение 1

    Девиантное поведение, что это?

    Под девиантным поведением понимается любая форма отклонения, как правило, от соблюдения социальных норм. По словам кандидата социологических наук Якова Костюковского, предпосылки подобного поведения могут быть разными, каждый случай необходимо рассматривать отдельно. Среди распространенных причин девиации можно назвать недостаток родительского внимания, окружение, иногда могут сказаться врожденные особенности.

    «Если это асоциальное поведение, там другая история. Сейчас очень много различных групп в интернете, которые всячески занимаются рекламой и пропагандой не совсем правильного образа жизни. Тут очень индивидуальная и тонкая работа, особенно, учитывая, что подростковый возраст — это один из самых сложнейших периодов жизни. Это социализация, становление, на которое накладывается эгоизм подростковый, абсолютная жесткость, неприятие стандартов, например, авторитетов и так далее», — рассказал Костюковский.

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе | Изображение 2

    Фото: Владимир Первенцев/РИА Новости

    Кто попадает в спецшколы

    Девиация не является основанием для того, чтобы закрыть ребенка в интернате или спецшколе. Зачастую таких детей воспитывают родители. По словам психиатра Александра Федоровича, протест характерен для многих подростков, поэтому в спецучреждения попадают единицы. Большинство детей переживают переходный период дома, с родителями.

    Детский врач-психиатр, ведущий научный сотрудник Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Лев Пережогин сообщил, что в подобные школы попадают дети, совершившие правонарушения, но по возрасту или характеру преступления не подлежащие уголовной ответственности. Сейчас в России работают около 30 подобных спецшкол, решение о направлении в них подростков принимает суд.

    Дело в том, что направление в эти школы осуществляется в процессе судебного заседания, как, например, вынесение наказания и лишение свободы. Всего на сегодняшний день в России около пяти тысяч детей, которые находятся в этих школах. Это, естественно, не так много, как совершающих правонарушения или ведущих асоциальный образ жизни

    — врач-психиатр Лев Пережогин.

    По словам Костюковского, рекомендация переместить ребенка в такое учреждение может прийти из комиссии по делам несовершеннолетних или из обычной школы, также на сложного подростка может обратить внимание социальный работник.

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе | Изображение 3

    Что могло стать причиной бунта

    По данным СМИ, причиной конфликта в московской спецшколе стала попытка досмотреть личные вещи учащихся. Бывший воспитанник спецшколы рассказал телеканалу «360», что воспитанников могло спровоцировать поведение так называемых «режимников».

    «Возможно, было негативное отношение с их стороны. Те же самые моральные оскорбления, унижения, публичные, то есть перед воспитанниками», — предположил бывший ученик.

    В то же время молодой человек отметил, что учителя и воспитатели в школе практически заменяют детям родителей. Со стороны педагогов «никогда не было негатива».

    Костюковский отметил, что подобные спецшколы — закрытая система, и о сложившейся ситуации он слышал только в новостях. Но поступившая информация о захвате власти учениками напомнила ему о том, что происходит в системе уголовного наказания вообще.

    «Например, бунты всевозможные в колониях и так далее. Ситуация-то достаточно серьезная, вообще говоря», — отметил эксперт.

    Пережогин отмечает, что в последнее время спецшколы привлекают внимание криминальных структур. Поэтому, возможно, бунт мог возникнуть «по санкции смотрящих».

    Криминальные структуры пытаются в спецшколах внедрять свои порядки, такие же, как на зоне. <…> Может быть, и не было никаких просчетов, просто поступила команда мест лишения свободы от взрослых заключенных, что надо вот так себя проявить. Команда была взята «под козырек» и отработана воспитанниками. Такое тоже не исключается

    — врач-психиатр Лев Пережогин.

    С другой стороны, эксперты отмечают, что назвать причину подобного поведения воспитанников без разбирательства сложно. По словам Федоровича, бурную реакцию подростка может вызвать абсолютно все.

    Криминальные структуры пытаются внедрять свои порядки. Эксперты о бунте в спецшколе | Изображение 4

    «Такие реакции, как протест, агрессивная форма, группирование, они входят в разряд нормы подростковой психологии. Это нормально, что подросток агрессивен, у него гуляют гормоны, он столкнулся с социальной несправедливостью — это же классика», — отметил психолог.

    Пережогин считает, что винить в случившемся администрацию спецшколы не стоит, более того, данных для этого пока никаких нет.

    «Как правило, я во многих таких спецшколах бывал, в администрации проблем нет никаких, это приличные и очень добрые люди. С детьми, сами понимаете, плохие люди обычно не работают, не задерживаются как-то. Тем более с особенными детьми», — заключил психиатр.