• 23 августа 2018, 14:24

    «Крепче за баранку держись, шофер». Почему автошколы выступили против реформы экзаменов

    Начальник ГИБДД Михаил Черников еще весной предложил реформировать экзамены по вождению автомобиля. Обсуждения завершились в конце августа. Правила могут измениться уже осенью. Это стало поводом для окончательного анализа предлагаемых изменений.
    «Крепче за баранку держись, шофер». Почему автошколы выступили против реформы экзаменов

    Наибольшее возражение вызвало предложение дорожной полиции совместить в тесте на вождение «площадку» и «город». По мнению полиции, это даст оптимальный результат при оценке умения управлять автомобилем в реальных условиях.

    Однажды мой знакомый стал участником почти комичного случая на парковке в городе. Роскошная молодая дама пыталась запарковать свой огромный бордовый «Ягуар» на стоянке в центре Москвы. На глазах приятеля она не менее десяти раз отчаянно старалась вписаться в достаточно большой проем между крутыми джипами. Но каждый раз предупредительный сигнал в супердорогой машине сообщал об опасности столкновения. Она резко тормозила и вновь выруливала на оживленную проезжую часть. В терпеливом поначалу ожидании там уже собралось не менее двух десятков машин. Светофор, к которому они все стремились, переключился раз шесть или семь.

    Приятель покинул свой автомобиль, подошел к «Ягуару» и предложил помочь. Дама, раскрасневшись, выскочила на наружу и согласно закивала. Когда все благополучно завершилось и поток машин добрался все же до светофора, знакомый спросил даму о стаже вождения. Она охотно рассказала, что это ее первая машина, подарок очень состоятельного друга, а водительское удостоверение у нее уже целых два месяца. Но ездить пока может только «вперед». «Задом ничего не вижу», — совершенно серьезно заявила стильная дама.

    Она сдавала экзамены на «площадке» и постоянно сбивала легкие ограждения в виде флажков и конусов, когда ее просили произвести так называемую параллельную парковку задним ходом. Экзаменатор сначала несмело предложил ей прийти снова, но она тут же набрала номер телефона своего влиятельного друга, а спустя несколько минут самого инструктора вызвали к руководству. Он очень быстро вернулся и мрачно поставил ей в экзаменационном листе отметку об успешно пройденных испытаниях по практической езде. Но вот отметка есть, а ездить может только «вперед», потому что «задом не видит».

    Наверное, в связи с подобными случаями начальник ГИБДД Черников и предложил совместить «площадку» и «город». В салоне же экзаменационного автомобиля потребовал установить записывающие авторегистраторы.

    Насчет аппаратуры возражений ни у кого не было. А вот по поводу сдачи экзаменов в условиях, приближенных к боевым, то есть на улицах, многие автошколы высказались предельно ясно: это подвергает опасности водителей, имеющих неосторожность оказаться рядом с экзаменационным автомобилем. Возможны и столкновения с проезжающим транспортом, и образование пробок в самое оживленное городское время, то есть в час пик. Но Черников настаивает на том, что это сэкономит время экзаменующихся и экзаменаторов и покажет, на что способны те и другие. Но достаточно ли оправданна цена такой экономии? Международный опыт, по мнению главного дорожного инспектора, говорит, что вполне.

    «Крепче за баранку держись, шофер». Почему автошколы выступили против реформы экзаменов | Изображение 1
    Источник фото: РИА Новости

    Даже просто проезд машины со значком «У» вызывает у водителей стресс. Каждый помнит, что, едва завидев ее, старается либо остановиться и переждать, либо отъехать как можно дальше. Только самые нервные начинают подавать звуковые сигналы, и тогда последствия вполне предсказуемы: ученик паникует и допускает порой роковые ошибки.

    А что будет, если это экзамен, а не просто наработка опыта движения?

    Президент международной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева идет в своих опасениях еще дальше. Она считает, что стоит недостаточно качественно городским службам соскрести лед с проезжей части или не убрать подальше снег — и экзамен вообще придется отменять до теплой весны. Зимы ведь у нас трудные, долгие, весны — всегда распутицы и потопы, а осень дождливая и коварная, потому что в любой момент может образоваться наледь. Только опытный водитель способен справиться с этими проблемами, а тут на дороге оказывается человек, который еще не имеет навыков вождения. Как же тут, например, сделать «разворот»? Или припарковать автомобиль? Да даже просто сдать назад, при этом не мешая плотному городскому потоку. Придется всем ждать лета. Абсурдная получается ситуация.

    В ДОСААФ тоже опасаются, что все эти городские маневры экзаменаторов и экзаменующихся — не только вполне прогнозируемая скользкая дорога, приводящая к легким и тяжелым авариям, но и прямой путь к шантажу и коррупции. На «площадке» любые передвижения автомобиля по правильно размеченному асфальту и вдоль установленных конусов и флажков совершенно понятны и могут быть объективно оценены. А вот в городе, где и разметка не всегда видна или же нанесена с нарушениями ГОСТа, экзаменатор легко может спровоцировать экзаменующегося на нарушение и тут же поставить свои условия. А это уже коррупция — не «самый законный» источник заработка для экзаменатора.

    В Дальневосточной ассоциации школ больше всего беспокоятся о том, что в городских условиях слишком большие риски возникнут у курсантов, сдающих экзамены на вождение грузовых автомобилей и автобусов. Маневрировать такими средствами передвижения сложнее и ответственнее. Опасения коллег по осуществлению «специальных маневров» и парковок даже на легковых автомобилях там тоже разделяют.

    В Федерации школ Татарстана считают, что в городских условиях пострадает и проверка навыков на «начало движения с места» на подъемах и спусках после остановки машины. Это снизит качество подготовки и принесет несомненные проблемы в будущем. Такой водитель даже с правом управления транспортом на дороге окажется беспомощным и даже опасным. А вот на специальных полигонах, то есть на приспособленных к этому площадках, проверка будет качественнее и безопаснее.

    Мне пришлось однажды пятиться от такого водителя на крутом подъеме в Подколокольном переулке в Москве. «Фольксваген», за рулем которого был молодой человек, никак не мог тронуться с места без того, чтобы не покатиться назад. Я отъезжал все дальше и дальше, пока мог. Но за мной замерло несколько панически гудящих автомобилей. Мне уже показалось, что столкновение неизбежно. Но молодой человек все же справился. Я очень хотел его спросить, как и где он сдавал экзамены.

    «Крепче за баранку держись, шофер». Почему автошколы выступили против реформы экзаменов | Изображение 2
    Источник фото: РИА Новости

    Кстати, в этом же переулке и я более сорока лет назад сдавал свой тест. Удалось с первого раза. А вот когда через месяц пытался припарковаться там же, на крутом подъеме, промучился до холодного пота. Мне помог мой приятель — опытный к тому времени шофер. Но ведь я тоже что-то, казалось бы, уже умел. Это стало для меня главным уроком вождения. Больше такого никогда не повторялось. Я ведь не практиковался на площадках. Так уж сложилось. Только по улицам время от времени катался с юности без прав. А надо бы было как раз на площадке. Под строгим присмотром.

    Но некоторые ассоциации все же поддержали предложение ГИБДД о совмещении «площадки» и «города» по определенным маневрам. Это Союз автошкол Москвы и Национальный союз ассоциации школ.

    ГИБДД предложило проводить практические экзамены и на больших автомагистралях. Во всех случаях, правда, оговаривается необходимость монтажа в экзаменационные машины аудио- и видеорегистраторов.

    Предложение уже отправлено в правительство в виде почти завершенного проекта. Предстоит последняя экспертная оценка, важная подпись под новым документом — и «крепче за баранку держись, шофер». Причем не только тот, кого экзаменуют, но и тот, кто волею судьбы оказался на той же улочке или шоссе.

    Андрей Бинев, журналист, аналитик