• Кредит через экран смартфона. Зачем российские банки собирают голоса и фотографии клиентов

    Крупнейшие банки России анонсировали сбор биометрических данных клиентов. После сдачи такой информации в отделениях гражданин сможет дистанционно пользоваться услугами любого банка страны. Какие финансовые организации уже начали собирать образцы голоса и изображения лиц россиян и можно ли сохранить свой «цифровой профиль» в тайне, разбирался «360».
    Кредит через экран смартфона. Зачем российские банки собирают голоса и фотографии клиентов

    В Сбербанке заявили о включении организации в проект Банка России по биометрической идентификации своих клиентов. До конца текущего года одна пятая часть офисов Сбербанка сможет начать работу с использованием нового оборудования.

    «Сбербанк поддержал инициативу Центрального банка России по удаленной идентификации клиентов и запускает сбор биометрических данных для сервиса „Ключ Ростелеком“ — Единой биометрической системы (ЕБС) Единой системы идентификации и аутентификации», — говорится в сообщении финансовой организации.

    В свою очередь, глава банка Герман Греф отметил, что удалось собрать «более миллиона слепков». «Мы собираем биометрию вовсю: и для Единой биометрической системы, и в значительно более продвинутой стадии для нашей собственной биометрической системы», — подчеркнул банкир.

    Таким образом Сбербанк отчитался о выполнении программы Центробанка по обязательному сбору биометрических данных своих клиентов, которая стартовала в июле этого года. В соответствии планом регулятора до конца года финансовые организации обязаны оборудовать 20% своих отделений инструментами для сбора биометрических данных. К середине 2019 года их количество должно вырасти до 60%, а к концу года — до 100%. Согласно «Карте точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию», пока их количество не превышает 450 отделений.

    Все данные на учете

    Кредит через экран смартфона. Зачем российские банки собирают голоса и фотографии клиентов | Изображение 1
    Источник фото: РИА «Новости»

    Единая биометрическая система (ЕБС) — это цифровая платформа для идентификации граждан по голосу и изображению лица. Минкомсвязи и другие ведомства занимаются созданием системы с середины 2016 года, а первооткрывателями в этой сфере выступили финансовые организации. Клиенту нужно явиться в банк только один раз, чтобы сформировать свой «цифровой слепок», куда входит образец голоса и полноформатная фотография. Также некоторые банки по своему усмотрению могут запросить отпечатки пальцев. Этого должно быть достаточно, чтобы затем человек мог удаленно оставаться клиентом банка и получать услуги. При этом данными могут пользоваться и другие банки, а не только тот, в отделение которого клиент сдал свою биометрию.

    Чтобы получить кредит или завести карту удаленно, россиянину потребуется лишь сделать звонок в банк, поднести лицо к камере телефона и произнести определенную фразу-пароль. Дальше база самостоятельно сверит подлинность данных, и, если информация совпадет, то клиент получит доступ к услугам банка дистанционно. При этом не нужно будет называть никаких паспортных данных или кодовых слов.

    Несмотря на то, что Центробанк заявил об обязательном сборе биометрии россиян только этим летом, часть банков уже не первый год внедряет подобные инструменты для защиты себя и своих клиентов. Так, данные уже активно начали собирать в Росбанке, рассказали «360» в пресс-службе организации. Сейчас сдать свою биометрию россияне могут в 62 отделениях банка, расположенных в 34 регионах страны. «Росбанк одним из первых банков стал предоставлять клиентам услугу по сбору и передаче биометрических данных. А в 2019 году банк планирует внедрить использование удаленной биометрической идентификации в каналах дистанционного банковского обслуживания при выдаче кредита наличными», — говорят в финансовой организации. Участите в программе является добровольным, и клиенты сдают дополнительную информацию по желанию. Кроме того, все данные защищены и хранятся в базе «Ростелекома».

    При этом реализовано раздельное сбережение данных: биометрический шаблон хранится отдельно от персональной информации, записи голоса и фотографии граждан находятся в другом защищенном облаке. В отличие от других методов удаленной идентификации биометрия является уникальным ключом, который нельзя потерять и крайне сложно подделать.

    Такая система безопасности работает даже лучше, чем операционист в банке. По оценкам пресс-службы банка, близнец теоретически может взять ссуду по паспорту своего родственника, в то время как искусственный интеллект обмануть сложнее. «Голоса у близнецов различаются, а значит, система сразу определит подлог — точность распознавания системы 10-7, и это значит, что она может допустить неточность только в 1 случае на 10 миллионов», — привели «360» статистику в банке.

    Собирают биоматериалы россиян и сотрудники «Почта Банка». По словам руководителя дирекции биометрических технологий банка Андрея Шурыгина, сейчас эта услуга предоставляется в 120 отделения, расположенных в 83 городах страны. « К концу года граждане смогут сдать данные в 400 офисах. При этом услуга является добровольной и за нее клиенту не нужно платить. В первую очередь, она пригодится маломобильным гражданам, которые не могут прийти в банк или жителем труднодоступных регионов, где не так много отделений», — отметил собеседник «360».

    «Цифровая» конкуренция

    Кредит через экран смартфона. Зачем российские банки собирают голоса и фотографии клиентов | Изображение 2
    Источник фото: РИА «Новости»

    Сбор биометрических данных будет полезен одновременно и банкам и клиентам. Как рассказали «360» в Промсвязьбанке, отделения которого начали прием биометрии в ноябре, новая процедура позволит россиянам пользоваться услугами банка в любое время суток. «При этом о безопасности транзакций беспокоиться не стоит: даже если мошенникам удастся подделать ваши изображение и голос, то технология использует постоянную смену пароля или фразы, которую клиенту нужно сказать для подтверждения операции», — объясняет начальник отдела развития цифровых платежных сервисов Промсвязьбанка Ольга Алексюк.

    Кроме того, новая услуга увеличит конкуренцию среди банков, которые начнут бороться за клиента, добавляет собеседница «360». «Этот проект изначально создавался для того, чтобы физические лица могли получать доступ к банковским услугам, но теперь, имея такой „цифровой профиль“, клиент может сравнить продукты у банков и получить лучшее предложение не выходя из дома. Соответственно, борьба за клиентов усилится», — считает Алексюк.

    При этом принудительно заставить клиента сдать свои данные ни один банк не сможет, отметил в разговоре с «360» коммерческий директор по биометрическим системам безопасности компания EkeyRus Константин Новиков. По его словам, банк обязан предоставить своим клиентам альтернативный вариант обслуживания, если те не хотят сдавать такую информацию. «В отделении потребителю обязаны предложить несколько вариантов доступа к его личному кабинету. Конечно, они могут стимулировать клиента сдать данные путем предоставления льгот и спецпредложений, но окончательное решение остается за клиентом», — подчеркнул собеседник «360».