Красная линия. У человечества есть шанс сделать шаг назад и сохранить мир | 360°

16 августа 2018, 15:49

Красная линия. У человечества есть шанс сделать шаг назад и сохранить мир

Читать 360 в

В мае 2001 года я был на совещании постоянного совета Россия — НАТО в Будапеште. Россия тогда все еще активно развивала отношения с этим мощным военно-политическим блоком. Интерес был взаимным. На совещании присутствовали министры иностранных дел. Были предприняты беспримерные меры безопасности для встречи 50 делегаций. Предстояло подписание важных совместных коммюнике, которые должны были регламентировать дальнейшие связи. Холодная война давно закончилась, а отношения все еще медленно теплели.

Мы приглядывались друг к другу уже не через прицелы чудовищной по силе оружия, а в безопасной близости — за столом переговоров, обеденных залах и пресс-центрах.

Реклама

Журналистов было очень много. Мы вели прямые линии, делали срочные репортажи. Все были на эмоциональном подъеме самых радужных надежд на совместное доброе будущее.

В первый же вечер я зашел в пресс-бар и сел за стойку с легким коктейлем и орешками. На соседний высокий стул присел небольшого роста англичанин, чуть более пятидесяти лет, с забавной бородкой клинышком и быстрыми озорными глазами. Он заказал двойной шотландский виски и такие же орешки. Однако их у бармена больше не оказалось, и он непринужденно попросил меня, позволить гостю воспользоваться моими. Я согласно кивнул. Англичанин зачерпнул щепоть, отправил ее себе в рот, отхлебнул почти половину стакана виски и вдруг спросил, откуда я. Я ответил, что из России и что представляю крупнейшую государственную телерадиокомпанию.

Он улыбнулся, звонко чекнулся своим бокалом с моим и вдруг произнес очень серьезно: «Моя супруга, когда я с ней однажды разругался по первое число и даже в запальчивости занес над ней ладонь, спокойно меня предостерегла — смотри, парень, не пересеки ту красную линию, за которой нас обоих уже не будет. Я отдернул руку и с тех пор ни разу даже не посмотрел на нее косо. Так вот, выпьем за то, чтобы мы знали, где эта красная линия пролегает!» Я вежливо улыбнулся, и мы выпили.

На следующее утро была объявлена короткая пресс-конференция министра иностранных дел Великобритании Робина Кука, и я увидел, что это и есть мой вчерашний знакомый из бара. К своему стыду, я тогда, в сумрачном баре, лишь угадывал, что это лицо мне знакомо, но не дал себе труда докопаться до глубин памяти. В скромном пресс-баре я никак не ожидал увидеть одного из самых высокопоставленных дипломатов мира.

Робин Кук увидел меня в зале и лукаво улыбнулся, потом кивнул головой. Я оторопело сделал то же самое. Первое, что он произнес, было следующее: «Мы не имеем права забывать, что эхо любого выстрела жестоко повредит барабанные перепонки даже не наших детей, а внуков».

Робин Кук оставил свой высокий пост в марте 2003 года в знак протеста вторжению войск НАТО в Ирак и участия в этом его страны. Он не сумел это предотвратить. «Аль-Каиду»*, запрещенную во всем мире террористическую организацию, первым назвал «детищем спецслужб Запада».

Кук умер в августе 2005 года. На его могиле в Эдинбурге начертана такая эпитафия: «Возможно, мне не удалось остановить войну, но я действительно закрепил право парламента принимать решения, связанные с войной».

Я сегодня в таких мелких подробностях вспомнил об этом обаятельном человеке, которого, оказывается, с престарелой королевой Великобритании сближали общая любовь к лошадям и категорическое неприятие войны, потому что мы вновь оказались на той самой «красной линии», о которой его когда-то предостерегла мудрая супруга. За этой линией не будет уже ничего. И никого.

Похоже, мы уже вплотную подошли к этой роковой черте. И, как мне показалось, многие, кто закрепился в первых десятилетиях нынешнего века в том же политическом мире, в котором достойно жил Робин Кук, начали хотя бы задумываться о непересекаемой «красной линии».

Иначе, как понимать решение американцев и китайцев возобновить приостановленные совсем недавно переговоры о своих опасно усложнившихся взаимоотношениях?

Или же предстоящий визит президента России Владимира Путина в Германию на встречу с канцлером Ангелой Меркель, с его вежливым заездом в Австрию на бракосочетание министра иностранных дел Карин Кнайсль?

Или то, что Россия перестала снижать свою долю в госдолге США? Ведь два месяца подряд мы упрямо отказывались от их казначейских бумаг, сократив свою долю на 80 миллиардов долларов.

Как еще оценить актуальное высказывание в американском медиаресурсе We are the Mighty («Мы могущественны») о том, что «русские скорее уничтожат свою страну, чем оставят ее какому-либо захватчику»? Там же сказано, что воевать пришлось бы в 11 часовых поясах с каждым русским. В тот же ряд стран, неодолимых интервентами, поставлены Китай, Афганистан, Индия и США. Каждый по своей причине: огромные территории, сложные климатические условия, особенная география, — и одинаковое для всех упрямство населения. Никому такие «военные кошмары» не нужны.

В то же время президент США Дональд Трамп подписал новый военный бюджет страны на гигантскую сумму 716 миллиардов долларов и разрешил увеличить численность вооруженных сил на 15 600 человек. А в России посчитали преждевременным говорить о категорическом запрете в рамках ООН так называемых «роботов-убийц». Речь идет о роботизированных ракетных комплексах «Галтель», а также о системах «Былина», самостоятельно выбирающих способы подавления сигналов противника. Россия не отказывается от переговоров на этот счет в Женеве под эгидой ООН, но процесс создания оружия нового поколения еще находится в почти умозрительной стадии и говорить о его конвейерном производстве пока рано.

Или вот еще. Российские банки активно избавляются от сильно просевшей турецкой лиры, вынужденно дистанцируясь от внутренних турецких экономических проблем, вызванных ссорой с американцами. Эти меры связаны с финансовыми инструментами большой политики, поэтому всякая попытка даже третьих стран ослабить натяжение и без того звонких струн имеет позитивное значение.

В то же время Турция предлагает России облегчить взаимный визовый режим для граждан обеих стран.

Малые европейские государства напряженно наблюдают за тем, как себя ведут на общей политической арене лидеры мировой политики. Они, несомненно, последуют их примеру и осторожным намекам.

Это всего лишь первые пробные шаги вдоль почти достигнутой уже «красной линии». Посмотрим, как это будет развиваться в ближайшие месяцы.

Я все вспоминаю худенького пожилого англичанина с бородкой клинышком. И его показавшуюся мне в сумраке будапештского бара очень знакомой лукавую усмешку.

Был у меня в детстве взрослый наставник, близкий друг моих родителей. Он подарил мне на девятый день рождения набор инструментов. На яркой желтой ручке мощного молотка с гвоздодером, начертал изящной черной вязью свои стишки: «Сильным быть всегда умей: размахнулся — сильно бей». Этот молоток до сих пор где-то лежит в моих вещах. Но тот совет очень близок к тому, от чего когда-то предостерегала супруга английского министра иностранных дел.

Так стоит ли так размахиваться, если сильно бить придется по собственным пальцам?

Андрей Бинев, журналист, аналитик

*«Аль‐Каида» — террористическая организация, запрещенная в России.

Авторы:

Реклама

Реклама