Кости раздора. Испания не может решить судьбу останков диктатора Франко | 360°

25 августа 2018, 00:01

Кости раздора. Испания не может решить судьбу останков диктатора Франко

Читать 360 в

24 августа стало известно, что премьер-министр Испании Педро Санчес поддержал решение о переносе останков диктатора Франсиско Франко из базилики Долины Павших. В 2017 году парламент страны принял резолюцию об эксгумации тела Франко и передаче его родственникам. Однако она не имеет силы закона, обязательного к исполнению.

Но в 2007 году в Испании был принят закон об исторической памяти, в котором оговаривалось избавление от символов франкизма. В Долине памяти покоятся останки 34 тысяч человек, погибших в гражданской войне 1936-1939 годов. Там же захоронены пленные, строившие мемориал, и часто там погибавшие.

Реклама

Подписаны в Долине только две могилы — Франсиско Франко и основателя «Испанской Фаланги» и Хосе Антонио Примо де Риверы, его единомышленника. Сооружена Долина Павших была по приказу самого Франко.

Наши современники решили превратить мемориал не только в место памяти погибших в гражданской войне, но и жертв фашизма. Педро Санчес подчеркнул, что Испания не может позволить себе символы, разделяющие граждан. По его словам такое невозможно представить себе в Германии или Италии, которые также перенесли фашистские диктатуры.

На эксгумации останков Франко «в максимально сжатые сроки» настаивали также вице-премьер правительства Кармен Кальво и мэр Вальядолида Оскар Пуэнте.

И дело тут не только в символизме. Комплекс часто посещают представители крайне правых организаций, в том числе, неофалангисты, которые устраивают в нем торжественные церемонии. Например, в день смерти диктатора, умершего 20 ноября 1975 года.

Представители испанских консервативной Народно партии (НР) и центристской «Граждане» заявили, что не поддержат идею переноса останков Франко из Долины Павших. Вопрос не дебатировался в парламенте и вообще не является приоритетным. В Испании немало других насущных проблем.

«Мы не согласны с воскрешением прошлого, чтобы не обсуждать будущее и не говорить о повышении налогов», — заявил генеральный секретарь НП Теодоро Гарсиа Эгеа.

Некоторые представители политических и общественных сил считают, что решение об эксгумации тела Франко является попыткой «левых» отыграться за поражение в гражданской войне. Они не хотят забывать и прощать, внося раскол в общество.

Генерал Франко умер в 1975 году, но его имя, и главным образом, деятельность, до сих пор будоражит испанцев и вызывает самые разноречивые чувства, от страстной ненависти до глубокой благодарности.

Он родился в испанской провинции Галисия 4 декабря 1892 года в семье военного. Его близкие происходили из этнорелигиозной группы под названием марраны. Так называли крещеных евреев и их потомков. Марранов никогда не преследовали, но права их заметно ущемлялись. Например, человек из такой семьи не мог стать боевым офицером. Отец будущего диктатора смог стать военным только правдами и неправдами раздобыв грамоту о «чистоте крови».

Возможно именно поэтому, придя к власти Франсиско Франко говорил, что для него испанцем является каждый гражданин страны, вне зависимости от его расовой и племенной принадлежности. В гражданскую войну он вступил под лозунгом «Народ, монархия, вера».

Франсиско Франко стал самым молодым майором и генералом испанской армии. От сражений он не прятался, был ранен в Африке, строго соблюдал дисциплину, и не допускал воровства интендантов, урезавших пайки рядовых солдат.

Он принципиально вел себя и после того, как пришел к власти. Не стал заступаться за кузена, которого суд расстрелял за мятеж. Никогда не предоставлял никаких экономических преференций родной Галисии.

Но беспощадно подавлял сопротивление каталонцев. Причем до самой своей смерти. В результате утвержденного им смертного приговора пятерым террористам из этой провинции, 15 европейских государств отозвали своих представителей из Мадрида. Был также глубоко обижен папа Римский, просивший их помиловать.

Гражданская война обошлась Испании в 450 тысяч человеческих жизней. Каждый пятый стал жертвой политических репрессий, а не сложил голову на поле боя. После установления диктатуры Франко страну покинули более 600 тысяч граждан. В том числе, Пабло Пикассо.

Но в то же время, Франко смог вытянуть страну из кромешной нищеты. За чертой бедности в то время из 11 миллионов испанцев находились около восьми миллионов. Половина из них была неграмотна.

Придя к власти, он открыл границы для европейского бизнеса, изгнанного социалистами, поднял экономику и накормил голодных. Причем, во время Второй мировой войны Франко умудрился остаться нейтральным по отношению к западным странам.

Не ничего удивительного, что потомки спасенных им от голодной смерти крестьян и дети замученных в тюрьмах и на каторжных работах республиканцев до сих пор не могут договориться.

Тем более, что о его жестокости до сих пор ходят легенды. В частности, противники Франко утверждают, что в 1943 году «Реал» одержал крупнейшую в своей истории победу над «Барселоной» только потому, что диктатор пригрозил каталонцам смертью в случае победы. К слову, счет был 11:1.

Наверное, многие россияне до сих пор помнят клич революционерки Долорес Ибаррури No pasaran — «Они не пройдут». Генерал Франк ответил на него Hemos pasado — «Мы прошли», взял Мадрид и тысячи жизней его защитников.

Историк русской монархии, публицист и общественный деятель Леонид Болотин сообщил «360», что не одобряет вскрытие могил в научных или, тем более, политических целях. Это чревато социальными потрясениями.

«Трогать мертвых, если они захоронены правильно, вряд ли допустимо. Хотя я, например, согласен с идеей переноса праха Ленина из мавзолея с Красной площади. И вообще выступаю за ликвидацию кладбища на центральной площади страны. Но нельзя этого делать какими-то революционными или контрреволюционными методами. Фигура Франко для Испании исторически близка, и я не думаю, что обойдется без каких-либо эксцессов. Здесь важен особы такт. А также духовная и политическая мотивация, понятная тем людям, у которых это вызывает какое-то раздражение», — отметил историк.

По мнению Леонида Болотина, мертвых лучше не трогать. Разумеется, если речь не идет о павших в Великой Отечественной войне, не получивших достойного погребения.

Яростные дебаты по поводу перезахоронения диктатора Франко перекликаются с незатихающей дискуссией о выносе вождя мирового пролетариата из московского мавзолея. Теоретически, 63% участников проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опроса высказались за то, чтобы убрать Владимира Ильича с Красной площади. Треть опрошенных (32%) хотела бы сделать это немедленно. Чуть меньше (31%) респондентов считает, что можно подождать, пока не уйдут те, кому Ленин дорог.

Треть участников опроса предложила пока оставить все как есть. Тем более, что 40% опрошенных читают, что мавзолей стал полноценным туристическим объектом, и негоже лишать гостей столицы такой достопримечательности.

Реклама

Реклама