Кошмары Билла Гейтса. Что ожидает мир в ближайшее время | 360°

20 сентября 2018, 18:35

Кошмары Билла Гейтса. Что ожидает мир в ближайшее время

Читать 360 в

Основатель Microsoft и второй по размеру состояния человек планеты дал интервью британской газете The Telegraph. Он рассказал о страхах за человечество, которые он испытывает, потому что знает, откуда исходит самая большая для опасность.

Самый известный филантроп, благотворительная деятельность которого уже давно стала легендой, в интервью был предельно искренен. Все, что он сообщил, имеет под собой реальные причины и основано не на слухах, а на серьезных научных исследованиях, многие из которых оплачены им самим.

Реклама

В то время как правительства бьются за влияние, используя политические, военные и разведывательные ресурсы, мир по-прежнему развивается по своим естественным законам, которые действовали всегда, с первого появления человека, вооруженного лишь каменными орудиями, до нынешнего инновационного уровня. Люди самоуверенно игнорируют зависимость от законов и сил природы.

Один очень состоятельный человек как-то сказал мне после того, как мы с ним пережили довольно сильное землетрясение на Кипре в 1996 году: «Я почувствовал себя муравьем, когда бежал из своего офиса вниз по раскачивающимся лестницам. Как только это кончилось, я вновь приобрел утраченную силу духа. Но тут же вспомнил, как недавно от неожиданной болезни скончался в муках мой младший брат, который был богаче и влиятельнее меня. Мы беспомощны перед природой, каким бы богатством ни обладали».

За те сутки мы еще дважды пережили несколько мощных толчков, и он повторил, что мы совершенно беспомощны перед природой и до глупости самоуверенны.

Миллиардер Билл Гейтс, оказывается, тоже переживает подобные страхи, но говорит не о тривиальных природных катаклизмах, а о том, что еще только подкрадывается к человечеству, но сильнее даже самых разрушительных землетрясений.

«Мы не готовы в полной мере к следующей глобальной пандемии. Опасность исходит от неизвестного патогенного микроорганизма, который имеет свойство быстро распространяться, необычайно заразен и смертоносен. Эта угроза очень реальна. Патоген может быть продуктом мутации гриппа или даже чем-то совсем особенным. Случаи смертей в мире от „свиного“ гриппа и геморрагической лихорадки Эбола подчеркивают, насколько ожидаемые проблемы серьезны», — заявил Билл Гейтс.

Его страхи вполне обоснованны еще и потому, что с огромной скоростью развивается резистентность, то есть привыкание, смертоносных микроорганизмов к антибиотикам. К этому добавляются еще две роковые позиции в сфере политики и демографии. Это уменьшение государственного финансирования на здравоохранение в самых бедных странах планеты с параллельным ростом затрат на вооружение и спецслужбы, а также пугающие явления демографических скачков в тех же государствах. О последнем, по его словам, никто старается не говорить. Обсуждения на высочайшем уровне ведутся лишь в области угрозы пандемии как о первопричине беспокойств, но не о том явлении, что делает ее почти неодолимой. Это бум рождаемости в самых нищих странах Африки.

К этому следует добавить те же проблемы на Ближнем Востоке и в некоторых государствах Азии. А если вспомнить о миграции населения в страны Европы, то обе проблемы — угроза смертоносной пандемии и резкого демографического скачка в беднейших странах — уже становятся не региональными, а планетарными.

Человечество не раз сталкивалось с этим: и с чумой, и с опасными гриппами (например, известная в свое время «испанка»), и с различными мутациями тифа, лихорадок, оспы, холеры, туберкулеза. Ни одна мировая бойня не уносила столько жизней, сколько способен сотворить невидимый микроорганизм. Войны, нищета и эмиграция из горячих точек — лишь средство передвижения подобной жестокой смерти, не выбирающей жертв по социальным признакам, расам и образованности. Здесь ответственность целиком лежит на правительствах и недалеких политиках, неспособных определить, откуда в действительности исходит опасность для всего человечества.

По мнению Билла Гейтса, колоссальный рост населения в нищих африканских странах приведет к еще большей бедности, политической нестабильности, кровавым конфликтам и беспрецедентному потоку беженцев. Комбинация всех этих явлений ложится в основу серьезного расшатывания и без того ослабленной международной стабильности.

Даже если удастся справиться с распространением заболеваний, то одни только эти рукотворные социально-политические явления способны подорвать основы цивилизованного мира и даже разрушить его.

Билл Гейтс вовсе не призывает к искусственному сокращению рождаемости. Он утверждает, что если эти естественные процессы увеличения населения использовать разумно, то можно довести рост экономики отсталых стран до результатов, сравнимых с Индией и Китаем.

Он даже не упоминает в этом контексте опасность распространения заболеваний, с чего вообще начался разговор, потому что экономические, эволюционные меры предполагают затраты на современную медицину и на образование населения.

Вообще-то, огромное количество людей, проживающих в богатой Индии, известной своей древней культурой, до сих пор производят впечатление остро нуждающихся. Это не экзотика, а устрашающая реальность. Поэтому говорить о том, что иностранные инвестиции и инновации в экономике гарантируют развитие всему населению и решают все эти поставленные Гейтсом вопросы, невозможно. Такие же проблемы отмечаются в развитом Китае и в некоторых нефтяных государствах Ближнего Востока.

«Десятилетия борьбы с бедностью и с трудом достигнутый в этом определенный прогресс оказывается на грани крушения», — говорит филантроп, который уже отдал в эти нищие регионы планеты многие миллиарды на благотворительные цели.

Однако статистика доказывает, что страхи Гейтса далеко не безосновательны. В то время как население в развитых государствах Европы сохраняет тенденцию к уменьшению, самые бедные африканские страны удвоят свою популяцию уже к 2050 году.

«Население Африки сейчас достигает миллиарда человек, к середине века станет два миллиарда, а в 2100 году — четыре миллиарда», — сказал Билл Гейтс, утверждая, что прогнозы очень точны.

По его мнению, единственная возможность сокращения рождаемости заключается в срочных мерах по увеличению доходов, в развитии образования и медицинского обслуживания. Люди в этих странах сами должны понимать, к чему приводит игнорирование базовых исследований демографов.

Ничего нового Гейтс не сообщил — эти его страхи уже очень давно бытуют в цивилизованных странах. Технологический прогресс, медицина, образование, привнесенные из Европы и США в беднейшие страны, оказались обоюдоострым оружием, угрожающим теперь и западным демократиям. Его откровения об этом не раз озвучивались многими радикальными политиками. Их тут же обвиняли в жестокости и расизме, и, казалось бы, не без оснований. Нацистские расовые теории ведь тоже опирались на эти аргументы. Мнения в обществе вследствие этого разделялось на две полярные, непримиримые точки зрения.

Билл Гейтс уверен, что виной всему является дефицит доверия к ученым-демографам, к средствам массовой информации и политикам. Тревожит его и тенденция увеличения приверженцев националистических воззрений, которые «больше вглядываются во внутренние проблемы, чем видят внешние».

А вот еще один логичный вывод миллиардера-филантропа: правительства должны обеспечить строгий контроль за деятельностью технологических гигантов.

Каждая семья в бедных странах должна, по его мнению, решать, каким правилам поведения в повседневной жизни следовать их детям. Правительства же обязаны с этим считаться и останавливать некоторые проекты технологических компаний, которые могут быть заинтересованы в слишком больших прибылях. Нередко пути их добывания противоречат здравому смыслу в борьбе с нищетой. Надо точно знать, считает Гейтс, что можно позволять таким компаниям, а что категорически запрещать. Все приемы должны быть скоординированы. Важны не прибыли, а последствия погони за ними.

Филантропия, по его мнению, является обязанностью всех, у кого много денег. Это несправедливо, говорит он, что у некоторых их бесконечное количество, в то время как у большинства они отсутствуют.

Тут я вспомнил не только о страхах Билла Гейтса, но и о нешуточном испуге того моего чрезвычайно состоятельного знакомого, который почувствовал себя беспомощным муравьем в руках бесстрастной природы во время обычного землетрясения.

Андрей Бинев, журналист, аналитик

Реклама

Реклама