12 апреля 2019, 14:49

«Коррупционная лазейка». Какой недостаток нашли у принятого в России постановления о тюнинге авто

Читать 360tv в

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, утверждающее правила тюнинга авто. Ожидается, что теперь автовладельцам будет проще модернизировать машины. В Национальном автомобильном союзе решение властей одобрили. Но отметили, что нашли в постановлении «коррупционную лазейку».

Ранее, отмечается в пояснительной записке к документу, процесс регистрации изменений был «сложным, запутанным и дорогостоящим». После вступления документа в силу процедура упростится.

Реклама

В частности, теперь планирующим тюнинг или решившим легализовать модификацию авто водителям нужно будет обратиться в ГИБДД для получения разрешения на эти процедуры. Кроме заявления, потребуется предоставить ряд документов. В том числе заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства о возможности внесения в нее изменений, выданное испытательной лабораторией или центром.

На этом этапе ГИБДД может отказать в выдаче разрешения. Произойдет это, если тюнинг уничтожит идентификационный номер, изменит базу, увеличит разрешенную максимальную массу, приведет к замене кузова, кабины или шасси на непредусмотренные маркой запчасти.

Если автоинспекторов все устроит, потребуется пригнать авто на проверку, заполнить заявление на получение свидетельства и приложить к нему декларацию производителя работ, протокол контроля безопасности и другие документы. Но после проверки ГИБДД опять же может отказаться выдавать свидетельство. Если документы представлены не в полном объеме, оформлены неверно или выданы не той испытательной лабораторией.

«Принятое решение позволит сделать государственный надзор в сфере проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию более прозрачным и понятным», — заключается в пояснительной записке.

Плюсы для водителей

В беседе с «360» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин согласился, что постановление правительства регламентировало правила, применяемые при переоборудовании автомобиля. В связи с этим члены союза ожидают уменьшения случаев «произвола со стороны сотрудников ГИБДД» на местах.

«Сейчас зачастую сотрудники ГИБДД отказывают гражданам во внесении изменений в конструкцию авто под разного рода надуманными предлогами», — сказал он.

При этом, сообщил Шапарин, из-за того, что процедура наконец стала регламентированной, шансы водителей на легализацию изменений повысились. Пока она выглядит громоздкой, но постепенно будет упрощаться. К тому же регистрация займет не так много времени, как кажется. Основное — пройти осмотр авто в испытательной лаборатории.

Раньше гарантии успеха не было. Но после после подписания постановления шансы на отказ в ГИБДД уменьшились в разы.

Коррупционная лазейка

Работа правительства над постановлением началась после неоднократных обращений представителей союза к властям. Документ, по словам Шапарина, был «многострадальным и вышел не в оптимальном виде, но в приемлемом».

«Однако, к глубокому сожалению, несмотря на большой прогресс относительно нынешней ситуации, мы подозреваем, что в документе есть как минимум одна коррупционная лазейка», — заявил Шапарин.

Речь идет о том, что ГИБДД получит полномочия решать, можно ли устанавливать какую-то запчасть на авто или нет, в то время как такие функции должны быть исключительно у компетентных сотрудников лабораторий. Говоря другими словами, автоинспекторы смогут двояко трактовать имеющийся в постановлении пункт об установке компонентов и, например, потребовать принести разрешение автопроизводителя на установку этой запчасти.

Тюнинг и изменения

В постановлении, отметил Шапарин, нет понятия «тюнинг», есть «внесение изменений в конструкции автомобилей» — добавление в исходную конструкцию какого-либо элемента или удаление того, что было в оригинальной модификации. Компоненты исходной модели перечисляются в одобрении типа транспортного средства.

«Таким образом, под переоборудование можно подогнать вообще все, что угодно. Вплоть до установки ковриков. То есть все, что не относится к 77 пункту Технического регламента Таможенного союза. Это если прямо подойти к документу», — пояснил он.

Поэтому теперь при покупке любой запчасти, будь то дворник или бампер, эксперт рекомендовал требовать сертификаты и проверять их.

Газ и рессоры для Priora

Что же касается весьма популярных в некоторых регионах России «подрезанных» рессор на Lada Priora и других техсредствах, то это изменение, уверен Шапарин, испытательная лаборатория не согласует. Такой тюнинг меняет характеристики подвески — и машина теряет управляемость.

«Самый распространенный тип тюнинга в России — установка газобаллонного оборудования. Таких авто ежегодно [появляется] несколько сотен тысяч. И они свои переделки регистрируют. Речь в новом постановлении в первую очередь идет про них», — сказал Шапарин.

Если же водитель меняет конструкцию машины и ездит, не регистрируя нововведений, то его могут привлечь по статье 12.5.1. КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» и наказать штрафом в 500 рублей. Раньше такие авто снимали с регистрации, теперь данная практика прекратилась.

Даже если водитель уже давно изменил конструкцию, зарегистрировать переделки все равно нужно, считает Шапарин. Правда, опять же, согласуют далеко не все изменения. Например, лаборатория не пропустит установку турбированного двигателя от Mitsubisi Lancer Evolution на простой Lancer — и мотор придется менять.

Реклама

Реклама