Конкуренты подрезали крылья. Почему Airbus останавливает производство самого большого лайнера в мире | 360°

14 февраля 2019, 13:55

Конкуренты подрезали крылья. Почему Airbus останавливает производство самого большого лайнера в мире

Читать 360 в

Британский авиационный концерн Airbus прекращает выпуск самого вместительного в мире серийного пассажирского самолета. Причины: отсутствие покупателей и слишком высокая цена производства. Все выпущенные ранее А380 будут обслуживаться в стандартном режиме, обещают в компании. Почему один из самых безопасных бортов отправляется на стоянку авиационной истории, разбирался «360».

Компания Airbus закроет производство двухпалубного пассажирского самолета A380. Поставки последних лайнеров завершатся к 2021 году, отмечается в официальном сообщении концерна. Руководство приняло подобное решение в связи с отсутствием достаточного спроса на борты подобной модификации. «У нас нет оснований для поддержания производства, несмотря на все наши усилия по продажам авиакомпаниям в последние годы. Это приводит нас к окончанию поставок А380 в 2021 году», — цитирует Airbus гендиректора компании Тома Эндерса, который также заявил, что оставит свой пост в апреле текущего года.

Реклама

С момента начала выпуска А380 его основным покупателем выступала национальная компания ОАЭ — Emirates. Авиалинии активно закупали борты для дальнемагистральных рейсов. Он вмещал рекордное для своего класса количество пассажиров: до 853 человек в полной комплектации. А стандартная серия была рассчитана на 540 человек. Максимальная взлетная масса составляла 575 тонн, а размах крыльев доходил до 80 метров. При этом борт мог совершать полеты на расстояние более 15 тысяч километров.

С 2005 года Emirates ежегодно заключали контракты на покупку таких бортов, но с каждым разом количество заказанных лайнеров сокращалось. Так, в начале 2018 года перевозчик договорился о покупке у Airbus 36 самолетов A380. Сумма сделки тогда превысила 16 миллиардов долларов.

Но в этом году они решили сократить свой суммарный заказ в период до 2029-го на эти самолеты с 162 до 123 бортов. При этом полностью разрывать бизнес-отношения с британскими авиаконструкторами Emirates не стали. А380 был флагманом авиапарка Emirates. Теперь Перевозчик уже заказал 40 самолетов A330-900 и 30 самолетов A350-900 из новейшего поколения широкофюзеляжных самолетов Airbus.

«Как бы мы ни сожалели о позиции авиакомпании касательно А380, выбор A330neo и A350 для ее будущего роста является большой поддержкой нашего очень конкурентоспособного семейства широкофюзеляжных самолетов», — заявил Гийом Фори, президент Airbus Commercial Aircraft и будущий генеральный директор Airbus.

Между тем арабские авиалинии был одним из крупнейших эксплуатантов А380 в мире. Сейчас в парке Emirates насчитывается 107 бортов. Из европейских компаний Lufthansa использует 14 авиалайнеров А380, British Airways закупили всего 12 лайнеров — и то в период до 2008 года. Еще какое-то время борт пользовался спросом у азиатских авиалиний: в парке Singapore Airlines насчитывается 19 лайнеров. Malaysia Airlines используют шесть таких бортов на маршрутах из Куала-Лумпура в Сидней, Лондон, Париж, Гонконг. Американские перевозчики вовсе не закупали А380, отдавая предпочтение машинам Boeing.

В Airbus заверили, что сохранят техническую поддержку А380, находящимся в эксплуатации. «Не забывайте, что самолеты А380 будут все равно подниматься в небо еще много лет. Airbus, конечно, будет оказывать полную поддержку операторам A380», — обещает руководство концерна.

Проблема размера

При максимальном спросе Airbus выпускала 30 А380 в год. В прошлом году объемы производства упали до 12 самолетов этой модели. Столь негативную тенденцию опрошенные «360» авиаэксперты объясняют стратегическими просчетами британцев. Компания прогнозировала, что в сфере пассажироперевозок будут доминировать перелеты между крупными городами. Однако, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, только за прошлый год темпы роста авиаперевозок между мегаполисами были почти вдвое меньше по сравнению с перелетами между городами меньшего размера.

В такой ситуации авиакомпании заинтересованы в самолетах меньшего по сравнению с А380 размера, так как каждое непроданное пассажирское место приводит к убыткам, отмечает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Сейчас авиакомпании предпочитают более тесную конфигурацию салона, которая обеспечивает большую загруженность рейса. При этом найти маршруты, куда можно поставить А380 и не уйти в убытки, не так много. С экономической точки зрения выгоднее пустить по направлению два рейса в день А350, который может летать на сопоставимую дальность, чем сделать один на А380», — объяснил собеседник «360». Также не последнюю роль играет излишняя дороговизна технического обслуживания такого борта. «Вдобавок продать его на вторичном рынке, например, компаниям-лоукостерам очень проблематично», — добавляет Крамаренко.

Кроме того, Airbus несколько опоздал с выпуском такого типа самолета, считает авиаэксперт Сергей Крутоусов. «Первыми схожий по вместительности борт разработали в Boeing еще в начале 1970-х годов. Пока Airbus думал, строить ли подобный борт, во всех крупнейших аэропортах мира создали инфраструктуру для Boeing-747. Также стоит учитывать, что многие компании переходят на схожий по характеристикам Boeing-777», — подчеркнул собеседник «360». В результате популярность А380 приобрел только в странах Персидского залива, где авиация начала активно развиваться в начале 90-х годов.

При этом американский концерн параллельно продвигал для маршрутов между второстепенными городами свой 787 Dreamliner, максимальная вместимость которого в зависимости от комплектации доходила до 330 человек. «В ближайшие годы будут востребованы джеты с высокой дальностью полета и вместимостью до 500-600 пассажиров. При этом машина должна иметь два двигателя вместо четырех, как это было на старых лайнерах. Подобные модели уже есть в линейке как Airbus, так и Boeing», — заключил Крамаренко.

Реклама

Реклама