facebook_pixel
  • 01 ноября 2017, 17:39

    Комбайны на Луне: история советских трансформеров для колонизации космоса

    Полвека назад советские инженеры и ученые разработали план колонизации лунных полей и кратеров с помощью сверхмощных робототехнических аппаратов, которым до сих пор нет аналогов.

    Комбайны на Луне: история советских трансформеров для колонизации космоса | Изображение 1

    За гранью фантастики

    На наших глазах начинается новый этап космической гонки — бесконечные ресурсы и возможности иных планет манят все крупнейшие государства и визионеров вроде Илона Маска. В октябре о желании превратить Луну в плацдарм для дальнейшего завоевания Солнечной системы заявил вице-президент США Майк Пенс. Он пообещал вернуть своей стране лидерство в космосе.

    Пенса можно понять, о богатствах главного спутника Земли говорить не принято, но именно из его недр можно добывать редчайший изотоп гелий-3 — ключевой элемент для производства термоядерного топлива нового поколения, способный навсегда избавить человечество от энергетического кризиса. На нашей планете есть всего несколько сотен килограмм гелия-3, но его лунные запасы значительно выше миллиона тонн. При цене около трех миллиардов долларов за тонну, речь идет о многих триллионах долларов дохода и о мощном рычаге влияния на мировые события. Многие страны пытаются успеть к источнику «вечной» энергии первыми, японцам даже удалось найти гигантскую лунную пещеру, в которой поместится целый исследовательский город. Но как они намерены его строить?

    Еще 50 лет назад советские ученые первыми разработали уникальные робототехнические механизмы способные сегодня помочь России удержать первенство в космосе. «Отчет по созданию лунных станций и инженерных строительных подвижных средств»,- сухо называется документ, размещенный порталом «Планета Королева» (ресурс РКК «Энергия»). Но проекты, описываемые в недавно рассекреченном отчете, поражают воображение.

    В планах советских конструкторов было строительство гигантских машин, способных подчинить себе чужой мир. Целый флот советской техники должен был работать на создание первого человеческого поселения за пределами Земли. Это и лунные краны, экскаваторы, тракторы, грейдеры и уникальные лунная инженерная машина (ЛИМ), зарывающаяся лунная станция (ЗЛС), лунный строительный комбайн (ЛСК).

    Красные трансформеры

    Отчет был выпущен в 1968 году и утвержден начальником Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) Василием Мишиным — многолетним соратником основоположника советской космической отрасли Сергея Королева.

    Среди наиболее оригинальных идей, изложенных в документе выделяется лунный строительный комбайн-П (ЛСК-П). Он должен был не собирать, а наоборот, сеять на спутнике семена жизни. Удивительная машина должна была возвышаться над поверхностью благодаря особенной конструкции — куполу на четырех длинных стойках с колесами. Это давало ей возможность ездить по пересеченной местности и маневрировать в случае столкновения с непреодолимой преградой. В самом куполе монтировались кабина пилота, мощные фрезы для разрушения грунта и жилой отсек. Комбайн выпиливал фрезами блоки грунта и специальными захватами опускал отсек в подготовленную траншею — так планировалось закладывать инфраструктуру будущей колонии. Модульная система купола ЛСК-П позволяла подготовить машину для выполнения самых разных задач: транспорта грузов, разведки территории, бурения и подъема грузов. По сути, это был проект единственного в своем роде советского трансформера.

    Не менее интересен космический суперджип ЛИМ — «силовой подвижный агрегат» для строительных работ. Одноместная машина, со специальным двигателем внутреннего сгорания, позволяла установить на себя самые разные инструменты: бур, бульдозерный совок, подъемный кран, механический манипулятор. Навесные орудия работали от установленных на ЛИМ электрогенераторов.

    В связке с ЛИМ должна была действовать ЗЛС — автономная ячейка лунной колонии, рассчитанная на пять-шесть человек. Принцип ее действия напоминает базу из игры Starcraft: подвижный цилиндр на колесах снаружи имел резцы для самостоятельного закапывания в Луну. ЛИМ разведывала местность и выбирала подходящее место, туда прибывала станция и закапывалась, после чего ЛИМ покрывал ее дополнительным слоем грунта для дополнительной защиты от радиации и метеоритов.

    Комбайны на Луне: история советских трансформеров для колонизации космоса | Изображение 2

    «Отчет по созданию лунных станций и инженерных строительных подвижных средств» / РКК «Энергия»

    Вперед в прошлое

    Передовые идеи советских конструкторов не воплотились в железе, но по-прежнему являются уникальным наследием, доставшимся от команды специалистов воспитанных Королевым корпорации «Энергия», также носящей его имя.

    С 2018 года планируется начать новые работы по лунной базе, на семилетнюю программу Роскосмосом запрошено свыше 10 миллиардов рублей, сообщала газета «Известия». Возможно, это даст новый шанс на появление уже российских трансформеров.

    В случае реализации, идеи советских конструкторов могли бы изменить историю, размышляет член Российской академии космонавтики Александр Железняков в беседе с «360».

    По тем временам, это были передовые проекты, но даже с сегодняшней точки зрения — если они были бы частично реализованы в 1970-х и 1980-х годах, уже сейчас можно было говорить и создании базы на Луне, ряде исследовательских работ и испытаниях космической техники для полетов на другие планеты

    — Александр Железняков

    Многие из проектов космической техники, в отличие от тех же луноходов, были не реализованы по причинам дороговизны и технической сложности, подчеркивает Железняков.

    «Когда мы вспоминаем о былых годах, нельзя забывать, что государство не всегда могло найти необходимые средства для реализации этих амбициозных проектов. Сейчас наука и техника пошли значительно дальше и построить эту технику вполне реально — вопрос только в деньгах и воле государства», — резюмирует историк космонавтики.