18 декабря 2020, 13:10

Клофелинщик Чистых прудов. Дело серийного отравителя дошло до суда

Читать 360tv в

Мурата Сабанова судят по делу об отравлении и грабеже 30 человек в центре Москвы — прямо под носом у полиции. Задержали его спустя сутки после того, как информация появилась в СМИ. Спустя полтора года в столице начался суд над «клофелинщиком».

Рассмотрение дела по существу должно было начаться в Басманном суде Москвы 9 декабря, но слушания перенесли на 18 декабря из-за неявки защитника и подсудимого Мурата Сабанова. Его обвиняют во многочисленных отравлениях и разбойных грабежах, кражах с банковских крат и мошенничествах с использованием электронных средств платежа.

Реклама

Большая часть отравлений и ограблений происходила в скверах около Чистых прудов, на Хохловской площади («Яма»), в парке «Горка» и в баре «Зинзивер». Первое нападение, по некоторым данным, произошло еще в начале мая.

Чистопрудный клофелинщик

В июне 2019 года в Москве появился серийный отравитель. Он орудовал в центре города, в основном в районе станции метро «Чистые пруды». Как считает следствие, уроженец Кабардино-Балкарии Мурат Сабанов подходил к подвыпившим компаниям, втирался в доверие и заводил разговор. В какой-то момент отравитель предлагал своим новым знакомым выпить газировки или пива или незаметно подсыпал сильнодействующее средство в их напитки. 

Уже после первого глотка жертвы теряли сознание. В это время, утверждают следователи, Сабанов обворовывал их, забирал наличность, банковские карты, паспорта и другие вещи, а потом просто уходил. Пятерым из 30 пострадавших был причинен тяжкий вред здоровью.

Что именно использовал отравитель, долго оставалось загадкой. В выписках пострадавших врачи писали о неизвестном психотропном препарате. Позднее задержанный рассказал, что смешивал сильнодействующий транквилизатор феназепам с газировкой или коктейлями, которыми угощал своих жертв.

Однако некоторые сомневаются в том, что на самом деле отравляющим элементом в этих преступлениях был именно феназепам, так как его эффект довольно непредсказуем, а риск смертельного исхода очень велик. В вещах Сабанова были найдены препараты клозапин (антипсихотический) и трамадол (опиоидный анальгетик). Все они являются сильнодействующими рецептурными лекарствами.

При этом сама тактика работы отравителя существует не одно десятилетие. В XX веке таких злоумышленников называли клофелинщиками, так как они использовали дешевый и доступный клофелин, чтобы усыпить попутчика в общественном транспорте или другую жертву, а потом обворовать ее.

Два раза поймали, один раз отпустили

Среди жертв отравителя с Чистых прудов было несколько журналистов. Во время того, как он 7 июня «обрабатывал» фоторедактора издания The Village Людмилу Чижову и ее друзей, прохожие обратили внимание на странность происходящего: несколько человек лежат, а другой рядом с ними складывает что-то в сумку.

Свидетели скрутили Сабанова, вызвали скорую и полицию, однако подозреваемого из полиции вскоре отпустили. В нем не распознали серийного отравителя. По словам свидетелей, полиция даже отказалась забирать на экспертизу лежавшую рядом бутылку, из которой злоумышленник предложил выпить пострадавшим.

Сам мужчина свою вину отрицал, говорил, что задержали его несправедливо: якобы на самом деле он хотел помочь людям без сознания, складывал их, вероятно, рассыпавшиеся вещи в их же сумки.

В результате некоторых нападений жертвы впадали в клиническую кому. Так произошло с фоторедактором издания The Village Людмилой Чижовой. Ее адвокат обратил внимание на то, что следствие халатно отнеслось к этому делу: не запросили записи с камер видеонаблюдения, не назначили экспертизу части жертв, чтобы выявить отравляющее вещество.

После того как информация о серийном отравителе появилась в СМИ и социальных сетях, разгорелся скандал. Задержали Сабанова уже на следующий день. В отделении, из которого его отпустили, начались проверки, начальник отдела поплатился работой за ошибку, а в прокуратуре требовали еще и завести дело о халатности.

Позднее Сабанов признал свою вину в части преступлений, однако он продолжал утверждать, что не травил своих жертв. Он рассказал, что люди, у которых он забирал вещи, якобы уже находились в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения, так что ничего дополнительно им подсыпать не требовалось. Так, по утверждениями обвиняемого, было и с Чижовой и ее друзьями. Сама она три дня пролежала в коме, а пострадавший вместе с ней мужчина — почти три недели.

Реклама

Реклама