facebook_pixel
  • 19 июня 2019, 13:29

    Клавиатура вместо ручки на ЕГЭ. Сможет ли искусственный интеллект подбирать задания на экзамене

    Сдачу ОГЭ и ЕГЭ могут перевести в компьютерную форму. А подбором индивидуальных для каждого школьника заданий займется искусственный интеллект. Это исключит списывания, слив билетов в интернет и технические ошибки. Опрошенные «360» эксперты скептически отнеслись к этой идее. По их словам, для подбора заданий хватит программы-генератора.
    Клавиатура вместо ручки на ЕГЭ. Сможет ли искусственный интеллект подбирать задания на экзамене

    Задача о переводе ОГЭ и ЕГЭ в компьютерную форму указана в качестве одной из основных в направленном на совершенствование системы образования докладе правительства Федеральному собранию. Как сообщили «Известия», при переходе искусственный интеллект способен автоматически генерировать индивидуальные задания для школьников. В ближайшее время в Рособрнадзоре обещали ответить, в какие сроки это может произойти.

    Год назад Рособрнадзор сообщил о тестировании сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере. Если обкатка пройдет успешно и эксперты убедятся в наличии в российских школах необходимой техники, модель предложат в качестве основной. В ведомстве ожидали, что переход может произойти в 2022 году. А к 2030-му компьютерам могут доверить и проверку заданий.

    Сейчас ученики пишут ответы на бланках, заполняя их черными гелевыми ручками. Тестовую часть сканирует и проверяет компьютер, развернутую — эксперты. Но эта система имеет уязвимости. Так, в Астрахани, техника не смогла просканировать работу по математике выпускника гимназии № 3. Юноша получил 0 баллов. Позднее оказалось, что таких ребят было несколько.

    Другая проблема — слив задание в интернет и списывание. Завлабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ имени Плеханова Тимур Садыков считает их основной уязвимостью ЕГЭ и ОГЭ. И решить их поможет персонифицированный подбор вопросов каждому ученику. Однако при таком подходе, добавил он, детей будет сложнее мотивировать на углубленное изучение программы.

    Не ИИ, а генератор

    Директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта Роман Душкин пояснил «360», что, вероятнее всего, для ЕГЭ разработают новую интеллектуальную систему. Потому что пока человечество не может создать ИИ «общего уровня» для решения произвольных задач. Поэтому каждый раз разрабатывают отдельную программу для каждого конкретного вопроса. Но чтобы обеспечить действительно индивидуальный подход к заданиям, нужно сделать персональный ИИ для каждого ученика.

    «Чтобы система работала, необходимо создать индивидуального интеллектуального агента для каждого школьника, который будет с ним развиваться на протяжении тех 11 лет, пока ребенок учится. А лучше начинать с детского сада», — подчеркнул Душкин.

    Подобрать индивидуальное задание ИИ, который впервые «увидит» ученика, не сможет. Для персонификации билетов с учетом особенностей школьников нужен огромный массив данных. А то, что предлагается сейчас, добавил эксперт, просто собрание большого количества экзаменационных заданий. Для этого нужен не ИИ, а генератор случайных чисел.

    «Нельзя взять интеллектуального агента, дать ему данные, которые он видит впервые, и попросить что-то сделать. В данном случае [требуется] задание для человека, которого он впервые „видит“ и не знает, как тот учился, жил, готовился к экзамену», — подытожил Душкин.

    Идея для 2000-х

    Зампред думского Комитета по образованию и науке Борис Чернышов уверен, что ИИ не сможет подбирать школьникам разного уровня задания, отличающиеся содержанием. А будет просто генерировать вопросы. Условно — куда двойку, а куда пятерку вписать в уравнение. Но уравнение будет одним и тем же для всех.

    «Мне кажется, чтобы не тратить время Рособрнадзора и всех, кто составляет задания, нужно взять за пример образовательный проект Сбербанка. В 10-11 классах готовить не к сдаче трех-четырехчасового ЕГЭ, когда дети все время тратят на подготовку. А готовить ребят, которые своими гибкими навыками и компетенциями, выходя в вузы, будут расширять их фундаментальными знаниями. Или практическими навыками, если идут в среднее профессиональное образование», — добавил депутат.

    В целом, считает он, принцип индивидуального подбора заданий нужно было вводить еще при внедрении системы ЕГЭ и ОГЭ. Инициатива была бы хорошей для начала 2000-х годов. Но для повышения качества образования нужно отказываться от затачивания интеллекта и навыков школьников под решение однотипных заданий.

    Клавиатура вместо ручки

    В беседе с «360» учитель русского языка и литературы Татьяна Гартман согласилась, что нововведение поможет исключить списывание и прочие ухищрения на экзаменах. А с внедрением компьютерной формы введения ответов экзамены можно будет сдавать даже дома, поскольку время на решение жестко ограниченно и подсмотреть где-нибудь ответ будет крайне затруднительно.

    «Наверное, это изменит экзамены в лучшую сторону. Сейчас ребенок сидит с листочком и ручкой, а там будет сидеть за компьютером. То есть все будет почти так же, но исчезнет возможность списывания», — сказала педагог.

    Гартман выразила надежду, что нововведение станет той самой «идеальной формой» сдачи ЕГЭ. При индивидуальном ответе учителю нередко на оценку влияли взаимоотношения, самочувствие и настроение. Сейчас задания списывают, а эссе и сочинение из творческих работ превратились в техзадания с определенным количеством цитат, сносок и упоминаний авторов. Хотя, отметила учитель, сегодняшняя система работает, достаточно достоверно отражая знания школьников.

    «Мои ученики, которые в течение нескольких лет стабильно показывали определенные знания, так и сдали ЕГЭ. Не лучше и не хуже. У каждого есть люфт способностей и знаний. Кто-то сдал по нижней планке, потому что перенервничал. Кто-то — по верхней, потому что собрался. Но все попали в свою оценочную категорию», — добавила Гартман.

    Всем одинаковое

    Учитель английского языка Марина Балуева выразила опасение, что индивидуализация заданий допускает возможность подобрать учениками задания разного уровня. А это, в свою очередь, может привести к манипуляциям с оценками. Задания, заявила она, должны быть равными по уровню у всех.

    «Повторяться они не будут, но вопросы можно составить так, чтобы задания были разного уровня сложности. И не будет ли адресности? То есть какой-то школе сделают послабление и направят легкие задания. Другой школе, которую хотят закрыть, направят сложные. И ее закроют, потому что ученики не сдадут ЕГЭ и будет плохой рейтинг. А апелляция сейчас практически невозможна», — сказала она.

    Среди минусов современных ЕГЭ и ОГЭ Балуева выделила неясный учителям принцип подбора заданий по всем предметам. Педагоги не знают, кто их составляет, какая квалификация у этих людей и так далее.