02 ноября 2016, 00:10

«Классическое запугивание потребителя». Почему в России подорожают автомобили

Читать 360tv в

-

С начала 2016 года новые автомобили в среднем подорожали на 7%. Больше всего выросла цена на японские Mazda и Toyota (до 11%). Hyundai и Kia подорожали на 7−8%, Renault и Lada — на 4−5%. Во вторник «Коммерсант» со ссылкой на собственные источники сообщил, что цены снова увеличатся в начале 2017 года. Однако автопроизводители пока не торопятся называть точные даты и цифры.

Реклама

Телеканал «360» решил узнать у участников рынка, какие факторы влияют на стоимость автомобилей и может ли она измениться в ближайшее время.

«Автомобили сейчас стоят дешевле, чем должны»

С началом кризиса курс доллара и евро вырос почти в два раза, тогда как цены на машины увеличились всего на 20−25%. По словам источника телеканала «360» на рынке, 50% связанных с изменением курсов убытков производители «тянут на собственном горбу». А машины в России сейчас стоят гораздо дешевле, чем должны.

Автопроизводителям помогают меры поддержки государства, кроме того, разрабатываются и новые программы помощи. Однако без корректировочного повышения цен обойтись не удается никому.

PR-директор Mazda Motor Rus Мария Магуайр отмечает, что у многих компаний сборочные предприятия находятся в России, поэтому некоторые автопроизводители смогли нивелировать зависимость от валютных курсов.

«Нестабильность рубля чуть меньше влияет, для этого и нужен производитель большой, который на себя этот риск берет, чтобы не моментально потребителя пугать этими ценами, но рано или поздно это отражается», — рассказала Магуайр телеканалу «360».

Цены на автомобильном рынке — вещь непредсказуемая. Многое зависит от крупных игроков: например, если стоимость машин изменит компания Toyota, то за ней могут потянуться и другие участники рынка.

«Сейчас сказать, как будет меняться ситуация, высчитывать какие-то проценты — это несерьезно, потому что декабрь в России — самый хлебный месяц с точки зрения продаж, а что дальше будет, никто не понимает», — считает Магуайр.

«Сами испытания — удовольствие недешевое»

Потратить средства пришлось и на внедрение новой системы безопасности «ЭРА ГЛОНАСС». Устройство будет фиксировать время, дату, координаты и скорость авто в случае аварии и сразу же отправлять данные в базу. Представитель Nissan в беседе с телеканалом «360» отметил, что испытания «ГЛОНАСС» — удовольствие недешевое. Сама система стоит не слишком дорого, но на сертификацию автомобиля уходят значительные средства.

«Мы как компания, работающая в России, занимаемся сертификацией модельного ряда, у нас до конца года большинство моделей получат эту систему. Как один из факторов возможной корректировки цен это будет, но это не основной и решающий», — рассказал руководитель PR-департамента Nissan Роман Скольский.

Представитель Mazda отмечает, что к внедрению системы уже готовы все, поэтому ее появление на ценах никак не скажется.

В «АвтоВАЗе» сообщили, что у компании есть два автомобиля, на которых система уже устанавливается — это Lada Vesta и Lada XRay. Представитель концерна отметил, что система стоит дорого, поэтому компания не может себе позволить устанавливать ее на Lada Kalina, Granta и Largus без изменения розничной цены «в силу экономической ситуации и развития рынка».

«Рост цен превысит уровень инфляции»

Александр Зиновьев, директор по маркам ГК «АвтоСпецЦентр» (официальный дилер Porsche, Audi, BMW/MINI, Nissan, Mazda, Skoda, Kia и других марок), сообщил, что компания прогнозирует рост цен на 5−7% в начале 2017 года. При этом сильнее всего изменение стоимости затронет массовые, а не премиальные бренды.

«Рост цен превысит средний уровень инфляции по стране и объясняется слабыми позициями рубля на рынке мировых валют. Ряд экспертов прогнозируют снижение рубля по отношению к доллару и евро, что также будет способствовать увеличению цен на импортные автомобили», — сообщил Зиновьев.

Однако автопроизводители делать подобные прогнозы пока не торопятся. Представитель Nissan отказался сообщить конкретные цифры, отметив, что повышение цен не обязательно произойдет в начале года. Возможно, стоимость автомобилей незначительно поднимется несколько раз.

Представитель «АвтоВАЗа» заявил, что «говорить о ценовой политике на 2017 год пока слишком рано». Но компания, как и другие участники рынка, регулярно изучает макроэкономическую ситуацию, курсы валют и «рассматривает различные сценарии развития ситуации».

«Это один из самых стандартных инструментов»

Бояться покупателям пока нечего: автопроизводители регулярно предлагают клиентам скидки и акции, которые позволяют приобрести машину на выгодных условиях.

Ведущий консультант по потребительскому поведению Арсен Даллакян объяснил, что объявления об изменении цен — один из стандартных инструментов повышения спроса на товары. Однако все покупатели уже знают, что у дилеров остаются машины с прошлого года, которые продаются со скидками.

«Поэтому тут как раз вот получается двойная акция: вначале пугают, что цены поднимаются, а потом предлагают уже прошлогодний со скидкой», — считает эксперт.

Однако сейчас подобные действия вряд ли сильно скажутся на рынке. Покупатели понимают, что спрос на автомобили сокращается уже несколько лет подряд, а покупать новую машину — просто невыгодно, поэтому многие переходят на подержанные автомобили.

«Эти классические механизмы с запугиванием потребителя, что дорожает — надо срочно покупать, уже в меньшей степени работают, потому что люди научились вести себя немного более дальновидно, они уже не бегут, пугаясь, что-то покупать», — сказал Даллакян.

По словам члена «Российской гильдии маркетологов» Николая Григорьева, никаких оснований для роста продаж на автомобильном рынке пока нет, поэтому вряд ли цены на машины резко подскочат. Стоимость, скорее всего, может повыситься на уровне инфляции.

«В пределах инфляции можно как-то восстанавливать рентабельность продавцам и производителям, но возможности по увеличению платежеспособного спроса, я их не вижу в экономике пока, никаких сигналов для этого нет», — считает Григорьев.

Алина Мухина

Нина Погорелова

 

 

Реклама

Реклама