Вьетнамцу пересадили кисть живого донора: первый опыт | 360°

25 февраля 2020, 16:58

Мужчине впервые пришили кисть живого человека. Лучше бы поставили протез

Читать 360 в

Вьетнамские хирурги впервые в истории смогли пересадить кисть руки живого донора пациенту, который почти четыре года жил без предплечья. Восемь часов операции, множество проблем, месяц ожидания, но конечность все же прижилась. Особенность операции в том, что донором стал живой человек, а кисть пришили спустя годы, то есть когда рана от потерянной руки уже зажила. Вот только польза от такого достижения очень сомнительна. Протез был бы полезнее для пациента. И безопаснее.

Успешно пересадить кисть от живого донора удалось военным хирургам из Ханоя. Пациент потерял все предплечье в 2016 году из-за несчастного случая на производстве, а новое ему пересадили 21 января 2020 года. О хирургическом вмешательстве стало известно только в феврале, так как врачи ждали больше месяца, наблюдая, как приживается кисть.

Реклама

Сама операция длилась восемь часов. Сразу после нее мужчина смог пошевелить пальцами. Спустя месяц, когда кисть прижилась, пациент уже держал в руке мяч для настольного тенниса. Однако конечность все равно придется разрабатывать около года.

Донором кисти стал человек, который на работе получил тяжелые повреждения левой руки в области локтевого сгиба. Хирурги три недели пытались спасти конечность, но началась гангрена, из-за которой руку пришлось ампутировать. При этом кисть почти не пострадала. В связи с этим врачи госпиталя пообщались с самим пациентом и его родственниками, чтобы заручиться согласием на донорство.

Операция требовала участия мастеров трансплантологии. Во-первых, сама структура человеческой руки сложна, во-вторых, был риск вторичного заражения гангреной. И главная сложность заключалась в том, что рука реципиента в точке присоединения конечности не использовалась в течение четырех лет.

Трансплантология в мире

Развитие трансплантологии — один из показателей развития хирургии и медицины в любой стране. Это касается как пересадки органов, так и конечностей. Во всем мире в год проводят около 135 тысяч трансплантаций, а в России — почти 2,2 тысячи. Согласно статистике на 2017 год, в РФ функционировали 52 центра пересадки органов. Так, почки трансплантировали в 41 учреждении, печень — в 24, сердце — в 16, а легкие — лишь в четырех.

Кроме внутренних органов хирурги пересаживают внешние — глаза, лица, пальцы, руки. Но конечности чаще всего трансплантируют сразу после получения травмы. Например, человек лишился пальца на работе, тут же пришел в больницу, и его пришили обратно. Несмотря на широкий спектр частей тела и органов, которые можно вернуть на свое место, пока никто не рискнул пересадить донорские ноги. Это считается невероятно сложным.

Врачи редко берутся пришивать конечностей спустя долгое время — то есть когда рана от потерянной части тела уже затянулась. Но все равно такие истории есть. Например, в апреле 2019 года стало известно о трансплантации обеих рук 33-летнему Джону Пеку. Он потерял все конечности еще в 2010 году, подорвавшись на мине, а операцию ему сделали в 2016-м, пересадив две руки и одну ногу. В конце концов он даже смог самостоятельно печь оладьи. Однако в истории Пека важно то, что ему трансплантировали конечности от умершего донора.

Современная помощь — протезы

Руководитель отдела трансплантологии и органного донорства научно-исследовательского Института хирургии и неотложной медицины, ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Минздрава России Олег Резник по просьбе «360» оценил операцию, которую провели во Вьетнаме, а также объяснил, как в России обстоят дела с этим направлением.

Резник согласился, что пересадка конечности — сложная операция. Это обусловлено в том числе осложнениями, связанными с высокими рисками иммуносупрессии — угнетения иммунитета по той или иной причине. В связи с этим могут развиваться вирусные инфекции, пневмонии и так далее.

В России тоже успешно проводят операции по трансплантации конечностей, хоть и нечасто. Однако делают это сразу после потери органа. Резник не вспомнил случаев, когда ту или иную часть тела пациенту в РФ пришивали спустя годы. Но такие трудности, по мнению специалиста, и не нужны. Ведь успехи в протезировании настолько высоки, что «удачное протезирование заменяет собой показание к трансплантации конечностей».

«Пересадка кисти имеет потенциальные риски. Да, это красиво, но нет основания утверждать, что операцию сделали не ради операции. Если в мире не насчитывается больше нескольких десятков таких операций, это значит не то, что технология первична и уникальна, то есть ее никто не может повторить, а просто она не имеет прав на широкое распространение ввиду больших осложнений иммуносупрессии», — объяснил хирург-трансплантолог.

Резник также отметил, что считает более перспективным направлением бионические протезы, а не пришивание донорских рук. Как минимум из-за меньшего риска. По мнению специалиста, операций, аналогичных вьетнамской, много не будет.

Технология имеет определенную нишу и спектр показаний для выполнения, но сказать, что эти операции будут потоковыми, я не могу, потому что сроки выживаемости этих кожно-мышечных трансплантатов ограничены и риски, на мой взгляд, превышают выгоду

Олег Резник.

Реклама

Реклама