• Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах?

    Компьютерные игры FIFA 19, World of Tanks, Dota 2, Minecraft и другие могут стать дисциплинами в российских школах. Как считают в Институте развития интернета (ИРИ), они могут помочь школьникам развить логику, абстрактное и логическое мышление, а также навык работы в команде. Рекомендации уже направили Минпросвещения. Чем чреваты такие занятия по киберспорту, разбирался «360».
    Игромания vs новые навыки. Чем обернется преподавание киберспорта в школах?

    Эксперты ИРИ направили в Минпросвещения письмо с рекомендацией начать изучение киберспортивных дисциплин в школах, сообщил РБК. В частности, речь идет об играх FIFA 19, Minecraft, World of Tanks, Dota 2 и Dota Underlords, Hearthstone и платформе для изучения программирования и развития математических навыков в игровой форме CodinGame. Позднее в список могут добавить игры отечественных разработчиков этого вида ПО.

    По большинству указанных в письме киберспортивных дисциплин проводятся как внутренние, так и международные турниры. Исключение составляет Minecraft — строительный симулятор, помогающий развить ориентацию на местности и креативность, а также CodinGame. Остальные игры стимулируют развитие логики, командного духа, стратегического и абстрактного мышления, скорости реакции.

    С 2015 года киберспорт преподают в трех шведских школах. Годом позднее Dota 2, League of Legends или Counter-Strike начали изучать в одной из норвежских школ. Также его преподают в вузах Китая, Южной Кореи, США, Франции и России.

    Полезный факультатив

    В беседе с «360» гендиректор ИРИ Сергей Петров уточнил, что занятия предполагаются в форме дополнительного факультатива для старшеклассников, таким же, как спортивные секции. Во время эксперимента инициаторы совместно с представителями Минпросвещения, Минспорта и других ведомств, а также психологами определят частоту и продолжительность занятий.

    «Инициатива ИРИ поможет избежать травмирования детской психики и здоровья, создав доверительное поле, где подростки будут играть и развивать свои киберспортивные таланты, а учителя и родители будут знать, что это происходит в безопасных условиях, согласно рекомендациям, одобренным психологами и экспертами», — рассказал Петров.

    Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит сообщил, что в их организации относятся к инициативе положительно, однако отметил, что не все игры могут принести пользу школьникам.

    Смит подчеркнул, что современная молодежь уже гаджетозависима и решить эту проблему запретами не получится. Поэтому лучше взаимодействовать, направляя подростков в нужную сторону.

    Дети все равно играют и вряд ли из-за факультатива начнут играть больше. Зато получат новые навыки и компетенции: умение принимать решение в условиях нехватки времени или информации, принимать и разделять ответственность и так далее. Тем более профессиональные киберспортсмены проводят за компьютером меньше времени, чем обычные люди потому, что вне тренировок или соревнований им это не так интересно.

    В меру

    По мнению учителя информатики и ИКТ Владислава Попова, к рекомендации ИРИ нельзя относиться однозначно. В качестве целей введения киберспорта авторы идеи видят развитие навыков программирования и компьютерной грамотности, отвлечение молодого поколения от обструктивных интернет-течений и агрессивных субкультур. Но современный киберспорт — многочасовое просиживание за компьютером с негативным влиянием на здоровье. Образовательный результат может оказаться слабым, а число школьников-игроманов может вырасти.

    Во всем, считает он, должна быть мера. Любая внеурочная деятельность должна основываться на понятных инструментах, прогнозируемых результатах и обеспечивать многостороннее развитие без спортивного травматизма.

    «Рецепты их успешного применения давно известны: это и обучение программированию в компьютерных играх, например, в Minecraft, и использование известных сайтов для обучения программированию в игровой форме Code Combat и Code.org, платформы для интерактивного тестирования Kahoot и замечательные образовательные приложения Московской Электронной Школы», — подытожил учитель.

    Катализатор не для всех

    Психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров считает, что на подростка спокойно относящегося к играм, киберспорт не окажет пагубного влияния, а поможет развить полезные навыки. Если будет дозирован и не помешает изучению других дисциплин. Как, например, шахматы. А те, кто склонен к игромании, будут играть и без уроков. Подобное характерно для детей нервных родителей или из неблагополучных семей, тех, кому не уделяют достаточно внимания.

    «Любые мультфильмы, фильмы, игры могут оказать на них негативное влияние. Не сами по себе, а как катализатор нервного срыва, который и так бы произошел. Не оказала бы влияние игра, так что-то другое», — сказал Жавнеров.

    К сожалению, есть печальные примеры, когда компьютерные игры оказывались для подростков важнее родителей и даже человеческой жизни. В 2015 году 15-летний фанат шуттеров из Челябинской области зарезал мать и ранил отца из-за угрозы запретить пользоваться компьютером. В 2016 году 16-летний поклонник Call of Duty из Москвы, которого родители отправляли на лечение в психиатрическую больницу, поставил отца и мать на колени и заставил извиниться. Происходящее юноша снял на видео.

    С другой стороны, предложения ИРИ не несут в себе насилия и агрессии. В том же «Зомби-апокалипсисе» — кровь, стрельба и так далее, что влияет на подростка хуже соперничества в World of Tanks или даже в Counter-Strike. Там игроки учатся взаимодействовать в команде, распределять роли, разрабатывать тактику. Если игры повысят образованность детей, уверен психолог, ничего плохого во введении нового предмета, тем более интересного и актуального для детей, нет.