• Киберспорт: идеальная пятилетка

    Скоро телеканалу «360» исполнится пять лет. В преддверии юбилея мы запускаем цикл статей о том, как за это время изменились важные для людей индустрии — кино, спорт, кулинария, политика и так далее. О развитии киберспорта специально для «360» рассказал Telegram-канал «Киберспорт | Индустрия».
    Киберспорт: идеальная пятилетка

    Пять лет назад киберспорта не существовало. Многие не согласятся, но в нашем мире — мире медиа — это именно так. Сегодняшнего киберспорта, повергающего одновременно футбол, HBO и Netflix, захватывающего все большее пространство спортивной, развлекательной и медийной индустрий, не было. А были всего лишь относительно небольшая субкультура хардкорных игроков в компьютерные игры и маркетинговый план компаний-разработчиков, где киберспорту отводилась роль «аккумулятора аудитории».

    Пять лет назад все начало меняться. В 2014 году призовой фонд чемпионата мира по игре Dota 2 превысил красивую сумму 10 миллионов долларов, а Amazon за миллиард купил стриминговую платформу Twitch.

    В 2015-м USM Holdings Алишера Усманова инвестировала 100 миллионов долларов в киберспортивный проект Virtus.pro. Эта платформа в том же году вырастет в ESforce — одну из крупнейших подобных организаций в мире, объединившую тот самый легендарный клуб Virtus.pro, турнирного организатора Epic Esports Events, студию киберспортивных трансляций RuHub, портал Cybersport.ru и ряд других активов.

    В 2016 году Министерство спорта РФ причислило виртуальные состязания к официальным видам спорта (хотя на самом деле формальное признание впервые состоялось еще в 2001-м, но из-за ряда юридических и бюрократических казусов тогда статус был потерян), а «Крокус Сити Холл» принял первый в России киберспортивный турнир мирового уровня EPICENTER.

    В 2017 году второй турнир этой серии собрал 10 миллионов зрителей онлайн-трансляции по всему миру и заполнил трибуны «ВТБ Ледовый дворец».

    В 2018 году количество и значимость событий в этой области — как мировых, так и российских — нарастают как снежный ком. Виртуальную активность обсуждают на всех влиятельных дискуссионных площадках — от Петербургского международного экономического форума до Moscow Urban Forum, причем на ПМЭФ министр спорта России Павел Колобков прямо высказывается в поддержку киберспорта. Ждать ли дискуссионной сессии на эту тему в Давосе? Не удивимся, если она там будет.

    Киберспорт: идеальная пятилетка | Изображение 1
    Турнир EPICENTER в 2018 году. Источник фото: РИА «Новости»

    Киберспорт как рекламный канал начинают использовать крупнейшие мировые и российские бренды: Head & Shoulders, «МегаФон», Gillette, Mercedes-Benz, KFC, Pepsi… Список можно продолжать практически бесконечно, потому что в киберспорт пришли компании, наверное, из всех возможных отраслей, включая нефтяную. Более того, киберспорт становится платформой для общения с молодежной аудиторией, что активно применяют в своей работе рекрутеры корпораций от PwC и Deloitte до Deutsche Bahn и российского интегратора IBS. Что там говорить, если даже армия США открывает в составе своей Бригады маркетинга и вовлечения специальную «киберспортивную спортроту».

    На подобные состязания обращают внимание представители большого спорта: виртуальную команду собирает футбольный клуб «Пари Сен-Жермен» (и десятки других коллективов, включая российские), профсоюз НБА помогает молодым игрокам строить карьеру стримеров, в киберспорт инвестируют Майкл Джордан, Фернандо Алонсо и Кэйсукэ Хонда. Вместе с последним инвестировал и Уилл Смит — правда, тут мы уже забираемся на «территорию» 2019 года… Но факт остается фактом: киберспорт привлекает звезд шоу-бизнеса в силу своей понятности и общности с их привычным полем деятельности. Здесь уже The Weeknd, Джек Блэк, Снуп Дог, Тимати и даже Тимур Бекмамбетов, который в 2018 году сделал неплохую контентную историю в честь своих «Елок» вместе с популярным аналитиком студии RuHub Ярославом «NS» Кузнецовым.

    Еще из забавного и подтверждающего актуальность киберспорта: в декабре 2018 года в Свердловской области впервые провели чемпионат среди сотрудников и ветеранов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В течение 10 дней надзиратели колоний и следователи СИЗО сражались в Counter-Strike. Соперниками стали 16 команд из Решет, Тавды, Нижнего Тагила и Екатеринбурга.

    Или вот, например, в киберспортивном турнире Ижевского электромеханического завода «Купол» участвовал 71 человек из 23 подразделений. Ничего необычного, если только не вспомнить, что по своему основному профилю завод — одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса России, разрабатывающих зенитно-ракетные комплексы «Тор», стелс-мишени и многофункциональные системы войсковых ПВО.

    Что мы хотим всем этим сказать? За прошедшие пять лет из прикладного маркетингового инструмента игроделов и небольшого сообщества геймеров киберспорт стал мощной медиаплатформой для коммуникации с аудиторией. Никто — совсем никто — не может и не хочет игнорировать этот факт. А еще это действительно интересное зрелище, не верите — сходите на киберспортивный турнир и взгляните своими глазами. Если что, дети и внуки вам объяснят, что происходит на экране, а дальше втянетесь.