Каким запомнился ушедший кинокритик Даниил Дондурей | 360°

10 мая 2017, 11:30

Каким запомнился ушедший кинокритик Даниил Дондурей

Читать 360 в

-

В Израиле на 69-м году жизни скончался известный российский кинокритик, культуролог Даниил Дондурей. На его счету — несколько премий в области культуры и киноведения, а также сотни статей, переведенных на другие языки. Кем был этот борющийся за важность кино как науки и искусства человек — в материале «360».

Дондурей родился 19 мая 1948 года в Ульяновске — до своего 69-го дня рождения он не дожил всего несколько дней. В 1971 году окончил факультет теории и истории искусства Академии художеств в Ленинграде, а позднее — аспирантуру Института социологии АН СССР, был кандидатом философских наук. Продолжительное время Дондурей занимался исключительно наукой — работал в Институте киноискусства, в НИИ культуры РСФСР, в Институте киноискусства. Еще со времен обучения в аспирантуре он печатался в нескольких журналах — среди них «Смена», «Огонек», «Литературное обозрение», «Эксперт» и «Искусство кино». С годами число его публикаций в самых различных изданиях только росло — он писал в «Российскую газету» и стал участников проекта «Сноб». Его статьи и научные работы переведены на десятки языков и опубликованы в разных странах мира, в том числе в США, Франции, Германии, Кубе и Вьетнаме.

В 1986 году Дондурей организовал сенсационную XVII Московскую молодежную выставку, впервые легализовавшую «неофициальное» искусство. По словам самого Дондурея, во время организации ему очень пригодились социологические «штучки», удалось расширить восприятие визуального искусства и положить начало институту кураторов в России — до этого практически все выставки в СССР делали только художники.

Публичным человеком он стал в 1993 году, когда занял поста главного редатора уже упомянутого «Искусства кино». При нем издание помимо кино стало уделять больше внимания телевидению и современному искусству, а сам Дондурей появлялся в теле- и радиоэфирах.

Дондурей был членом и лауреатом премии Союза художников, входил в Союз театральных деятелей и Союз кинематографистов. На его счету — несколько премий профильных изданий — «Литературной газеты», журналов «Литературное обозрение», «Смена», «Декоративное искусство».

Он также входил в Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ и Общественный совет Российского еврейского конгресса.

С 2000 года Дондурей был членом Фонда «АРТ» (академии Российского телевидения).

На счету российского киноведа был один крупный скандал — во время съезда Союза кинематографистов в 2008 году Дондурей озвучил для скрытого круга специалистов доклад о ситуации внутри российского кинобизнеса. Текст был тайно записан одним из слушателей, а позже некоторые острые положения были обнародованы. Среди них — рассказы об «откатах» и непрозрачности бизнеса.

Кроме того, Дондурей выступал за снятие полномочий председателя Союза кинематографистов с Никиты Михалкова и выбор председателем союза Марлена Хуциева. Михалков созвал внеочередной и чрезвычайный съезд СКР в марте 2009 года, на котором он был переизбран председателем. Стороннии Хуциева опротестовали решение, но в сентябре 2009 года Пресненский суд Москвы признал легитимным чрезвычайный съезд СКР и избрание Михалкова главой Союза.

В том же году после споров с Михалковым подконтрольный Дондурею журнал «Искусство кино» выселили из помещения, которое издание занимало с момента основания и которое было построено специально для него еще в начале 60-х. По данным некоторых СМИ, именно Михалков «выжил» журнал с привычного места, однако сам глава Союза кинематографистов назвал эти обвинения нелепыми.

Летом 2010 года десятки не согласных с Михалковым кинодеятелей основали свой союз кинематографистов — «КиноСоюз». В числе его учредителей был и Дондурей.

В 2016 году Дондурей стал лауреатом Национальной кинематографической премии Ника. Ему вручена почетная награда «За вклад в кинематографические науки, критику и образование».

Дочь кинокритика Тамара пошла по стопам отца — она современный искусствовед, кинообозреватель. Как режиссер она дебютировала совсем недавно, в 2014 году, показав свой документальный фильм «21 день» на Кинотавре.

Реклама

Реклама