20 июня 2019, 16:14

«Карточный» приоритет. Рестораторы раскритиковали идею продвигать российские вина

Читать 360tv в

Рестораторов могут обязать разработать новую винную карту. В рамах поддержки отечественного виноделия правительство предлагает выделять российские вина в меню и указывать их в приоритетном порядке. В прошлом году было выпущено более 42 миллионов декалитров тихих и игристых вин, которые необходимо реализовать, напоминают эксперты. Поможет ли поддержка государства повысить продажи краснодарского сухого и крымского полусладкого, разбирался «360».

Парламентарии придумали, как повысить продажи российского вина. Так, вице-премьер Алексей Гордеев предлагает обязать рестораторов выделять в меню продукцию отечественных виноделов и давать преференции перед импортным алкоголем. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на протокол совещания, посвященного развитию российского виноделия.

Реклама

По данным издания, новые меры поддержки будут прописаны в постановлении правительства 1997 года о правилах оказания услуг общепита. Поручение внести правки уже адресовали Роспотребнадзору, Минсельхозу, Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития. Причем о результатах они должны доложить в ускоренные сроки — до 18 июля.

Примечательно, что принудительно изменить меню ресторанов парламентарии уже однажды пытались, отмечают опрошенные «360» рестораторы. Подобную идею активно обсуждали на Кубани в начале 2000-х годов. В некоторых точках общепита региона даже появилось отдельная страница с российскими напитками — именно с нее и начиналась винная карта. Но тренд быстро затих, отметил в беседе с «360» президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

«Мы поддерживаем подобную инициативу, поскольку она позволит повысить популярность отечественных вин. Почему, например, в ресторанах Франции и Италии представлены исключительно местные сорта вин, а у нас приоритет отдается иностранному алкоголю? Закрадывается подозрение, что российские рестораторы лоббируют интересы зарубежных виноделов», — заметил глава союза.

По оценкам эксперта, в прошлом году россияне выпили около 60% отечественных вин, хотя еще пару лет назад продажи были несколько выше. «Три-четыре года назад у нас покупали только 25% импортного вина, а сейчас этот показатель достиг 40%. Во многом подобная ситуация объясняется маркетинговыми проблемами: российское вино попадает на малозаметные полки в супермаркетах и на последние страницы [меню] в ресторанах», — добавляет Попович.

Оценки участников рынка подтверждаются и свежей статистикой от властей. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2018-м импорт алкогольных и безалкогольных напитков превысил 2,5 миллиарда долларов, что почти на треть больше показателей предыдущего года. Так, завоз виски и рома вырос в среднем на 30%, а коньяка и бренди — на 70%. Зарубежного вина, преимущественно из Италии, Франции, Испании и Грузии, импортировали в страну на 35% больше, чем годом ранее. При этом поставки из Италии увеличились на 34%, Франции — на 29%, Грузии — в 1,8 раза.

Приоритет Крыму и Краснодару

В 2018 году российские виноделы произвели 42,5 миллиона декалитров игристых и тихих вин, свидетельствует данные Союза виноградарей и виноделов России. Больше всего бутылок традиционно выпустили в Крыму, Краснодарском крае и зоне Причерноморья. Продукция российских поставщиков за последнее десятилетие вышла на качественно новый уровень и достойна хорошего места в меню, считает независимый винный эксперт Василий Дмитриев.

«У нас есть качественное вино, которое необходимо популяризировать среди населения. Не секрет, что у нас до сих пор большинство клиентов в ресторанах заказывают импортное вино. Это происходит из-за того, что у россиян до сих пор существует предубеждение относительно качества российских вин», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что часть продукции небольших виноделен попросту не может попасть в винные карты ресторанов из-за высокой конкуренции. «Хотя по своим вкусовым характеристикам оно может быть даже лучше вин из Италии и Франции», — добавляет эксперт.

Между тем рестораторы неоднозначно отнеслись к предложению властей. По словам владельца сети «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, российское вино нуждается в преференциях, но они не должны даваться за счет предпринимателей. «Вводить подобные обязательства нужно только в том случае, если ресторанам также будут предоставлены встречные преференции. В противном случае бизнес понесет лишь издержки и пользы не будет. В наших ресторанах клиенты предпочитают заказывать вина из Италии, Франции и Нового Света, хотя у нас и присутствуют отечественные сорта. Мы не вправе им указывать, что пить, иначе они к нам больше не придут», — заметил собеседник «360».

Наши рестораны используют полностью российские продукты. Исключения составляют только вина. Дело в том, что продукция российских виноделов сходного качества с итальянским стоит на порядок дороже импортного аналога. В итоге в честной конкуренции отечественное вино пока проигрывает

Коллегу поддерживает и владелец Novikov Group Аркадий Новиков. В разговоре с «360» ресторатор отметил, что российское вино должно конкурировать с импортным в первую очередь в поле цены и качества. Меры по обязательному продвижению отечественного алкоголя в меню он называет излишними.

Примечательно, что российские виноделы уже не первый раз взывают к государственной помощи. Например, в 2015 году производители из Крыма призвали запретить в России европейское вино и поставлять на внутренний рынок только отечественный алкоголь. Также в прошлом году бизнес-омбудсмен Борис Титов, семья которого владеет брендом «Абрау Дюрсо», предложил правительству ввести сбор на импортные вина, а вырученные деньги направить на поддержку отечественного виноделия.

Реклама

Реклама