«Мой покупатель — человек нескучный»: как петербуржец придумал носки, которые носит Лагутенко и продают в Третьяковке | 360°

19 октября 2017, 15:33

«Мой покупатель — человек нескучный»: как петербуржец придумал носки, которые носит Лагутенко и продают в Третьяковке

Читать 360 в

-

«Люди всегда улыбаются, когда замечают яркие носки», — Сергей одет в белые брюки, из-под которых выглядывают, нет, не выглядывают, а кричат разноцветные носки в клетку, на которые невозможно не обратить внимания. Если мужчину принято оценивать по часам и обуви, то при встрече с Сергеем невольно смотришь именно на носки. И улыбаешься.

Реклама

Петербуржец никогда не носит черные носки. Утро начинается с того, что он заглядывает под кровать, где стоят две коробки с его дизайнерскими аксессуарами. Каждый день — только яркое настроение. Осенью носки в цвет листьев: красные, желтые, оранжевые. Летом — зеленые, голубые, в полоску.

«Все случилось утром 1 апреля 2015-го. Я надевал носки, в основном носил только черные, и вдруг меня как током ударило — носки это же и творчество, и бизнес, — делится Сергей. — В то время я как раз сидел без работы и ничего не мог найти».

Будущий бизнесмен закончил Уральский федеральный университет им. Ельцина по специальности химик-технолог и никогда не работал по профессии. Сначала журналист, потом редактор, фэшн-критик, директор по маркетингу, пиарщик, организатор вечеринок, и, наконец, свое дело. В деревне Разбегаево Ленинградской области он выкупил фабрику по производству носков.

Я увидел на Avito объявление о продаже носочной фабрики. Там производили обычные черные носки. Приехав туда, я понял, что изменю носочный мир  — Сергей Тонков.

Фабрика вместе с 14 станками стоила 10 миллионов рублей. Такой суммы у предпринимателя не было. Но Сергей быстро сумел привлечь инвестора, с которым был знаком по прошлым проектам.

«Модой я интересовался всегда: хотел попасть в индустрию. Моделью меня не брали, поэтому сначала я стал фэшн-критиком, а в носках уже смог реализовать все свои креативные задумки», —  рассказывает Сергей о своем бизнесе.

«Мы создаем эмоции, а не вещи»

Чтобы производить более сложные материалы, пришлось модернизировать станки на купленной фабрике. За два с небольшим месяца половину оборудования переделали. Первую партию под новым брендом St. Friday Socks выпустили в ноябре 2015 года. Почему Friday? Потому что пятница всегда ассоциируется с чем-то легким и непринужденным. А приставка St., как объясняет производитель, это отсылка к Санкт-Петербургу.

Процесс производства прост. От двух до семи минут — столько времени уходит на появление одного носка.

Сначала дизайнер создает рисунок, который переводят в программу. Технолог адаптирует эскиз, выводит это на флешку, вставляет ее в машину, которая вяжет. Затем носок вываливается из машины с дыркой на мыске, мятый и некрасивый. Его проверяют на брак, потом создается форма — Сергей Тонков.

После мысок дошивают. Заключительный этап — носок на специальных металлических формах отправляется в печь, откуда материал выходит отглаженным.

Из персонала фабрики остались все, кто раньше там и работал — 17 человек. «Вне фабрики, я считаю, самые важные люди — руководитель отдела продаж и дизайнер-художник, он рисует основные коллекции, а первые придумывал я сам», — рассказывает бизнесмен.

Пряжу закупают в Турции и Узбекистане. Стоимость материалов для одной пары носков невысокая: около 40 рублей. Основная часть себестоимости — это затраты на производство. В России же, по словам Сергея, можно найти только смесовый хлопок, а это второй сорт, который подходит лишь для эконом-носков. У бренда St. Friday Socks одна задача: носки не должны рваться и тускнеть после первых стирок.

«Первые партии из гребенной пряжи мы стирали 40 раз на разных температурных режимах, мы отвечаем за качество», — с гордостью говорит предприниматель.

Сергей исследовал американский, европейский и азиатский рынки. И вот каковы наблюдения: за границей цветные носки — неотъемлемая часть гардероба. Их носят все — врачи, учителя, депутаты.

«В России в носочной индустрии нет маркетинга. Основных игроков можно пересчитать по пальцам одной руки, но всех, кто выпускает носки, я считаю конкурентами», — признается Сергей

Носки для него не вещь, а прежде всего эмоции. Которые способны развеселить, когда грустно, и соответствовать настроению, когда все хорошо.

Нескучные носки

— Кто покупает ваши носки? — спрашиваю я, разглядывая образцы на сайте. Тут можно найти интересные слоганы: «Екат — родина русского рока», «Никто никому ничего не дождик», «Ты че, с Урала?». А еще есть носки, на которых изображен космос.

— Это человек-оптимист, бунтарь, новатор! — отвечает Сергей, и его глаза загораются. Видно, как он вдохновлен своим делом и стремится как можно скорее захватить мир. Точнее, одеть мир в свои носки. — Мои покупатели любят смех, улыбки и стремятся поднимать настроение. Одним словом — человек нескучный.

— А президент, например, может стать вашим покупателем? Вы можете себе представить, что Путин появится на заседании в зеленых носках?

— Всякое может быть! – пожимает плечами мой собеседник. - Кстати, что касается Владимира Владимировича, то мы делали партию с его портретом! Но потом решили, что в политику лезть не будем! Мой пост в Facebook тоже восприняли двояко.

Аудитория Сергея разделилась на два лагеря: одни критиковали, мол, негоже президенту на носках появляться, другие приветствовали и считали идею «прикольной». Но в продажу партия президентских носков так и не вышла. Из-за предстоящих выборов в 2018 году бизнесмен посчитал, что это может выглядеть как агитация и неоднозначное политическое высказывание фабрики.

Хотя, например, в тех же Штатах выпускают носки с Трампом и их продают на ура: покупают все — и сторонники, и противники.Свою продукцию бизнесмен поставляет по всей России: заказывают от Калининграда до Владивостока. Но больше всего покупателей — в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге.

В интернет-магазине представлены более 400 моделей носков, цветовая гамма — около 20 оттенков. «У нас самый большой выбор среди носочных брендов России», — утверждает Сергей.

Осень — время лучших продаж

Спрос на необычные носки зависит от времени года. Летом их все-таки покупают реже, в разгаре сезон голых ног и босоножек. Хотя лето 2017 побило рекорд продаж прошлого года: то ли бренд стал популярней, то ли совсем не летняя погода повлияла.

Пик продаж приходится на период с сентября по март. Сейчас фабрика производит 45–50 тысяч пар в месяц, летом — около 10–20 тысяч пар.

Как загрузить производство в «низкий сезон» придумали еще в первый год работы: продукцию выпускают под торговыми марками заказчиков. St. Friday предлагает партнерам свою фабрику для изготовления их задумок. Самые известные клиенты — сеть магазинов «Армия России», магазин подарков «Красный Куб», спортивный клуб ЦСКА.

Звезды и авангард

Носки с надписями — хит. Многие из слоганов, кстати, просто увидели на заборах в Петербурге. Волну продаж Сергей ждет еще от выпуска совместных коллекций с известными музыкантами.

Я разослал приглашение звездам, руководствовался своими музыкальными вкусами. Теперь у нас еще появятся носки от Мумий Тролль, Animal Jazz, Uma2rman, IOWA, On-The-Go  — Сергей Тонков.

Илья Лагутенко, кстати, уже провел концерты в дизайнерских носках. На них сразу два логотипа: самой группы и петербургской фабрики.

Еще одно ноу-хау: носки с дизайном картин русских авангардистов. Можно купить носки с «Черным квадратом» Малевича или с «Женщиной с граблями». В этой же коллекции «Голова быка» Михаила Ларионова. Всего 20 видов высокохудожественных носков. Их можно купить либо на сайте магазина, либо в самой галерее.

«Наши носки можно найти и за границей, малую часть мы поставляем в Италию, Грецию, Финляндию, Эстонию, следующий шаг — производство детских носков. Мы хотим сделать мир ярким и сломать все шаблоны! — смеется Сергей. — Наши носки для личностей!»

Тем, кто хочет ломать шаблоны и носить креативные носки, придется заплатить от 200 до 400 рублей. Столько стоит желание выглядеть не как все.

Реклама

Реклама