Маленькая сеть для большой России. Как конкуренты съели Castorama | 360°

22 ноября 2018, 00:10

Маленькая сеть для большой России. Как конкуренты съели Castorama

Читать 360 в

Британская сеть строительных гипермаркетов Castorama заявила об уходе с российского рынка, а также из Испании и Португалии. Представители владельца — компании Kingfisher — объяснили это необходимостью «более сосредоточенно и эффективно реализовывать нашу стратегию на основных рынках, где компания занимает или может занять лидирующие позиции». Так они признали, что в РФ у сети была «относительно небольшая доля».

В 2017 году Castorama занимала четвертую позицию на российском рынке, имея 20 магазинов и уступая французской Leroy Merlin, российской «Петрович» и немецкой OBI. Сеть работала в России с 2006 года. Пока ее гипермаркеты будут торговать в привычном режиме, но что ждет их дальше, неясно. Компания рассматривает как вариант продажи, так и вариант закрытия.

Реклама

По мнению опрошенных «360» экспертов, причины ухода британской компании с российского рынка не связаны с политикой. Речь идет исключительно об экономических проблемах, вызванных ошибками в собственной стратегии и давлением конкурентов. Уход из Португалии и Испании говорит еще и о системности таких ошибок, характерных не только для работы в России.

Для России мало 20 магазинов

Председатель правления Ассоциации экспертов по рынку ритейла Андрей Карпов признал, что положение Castorama на российском рынке достаточно сложное — произошел серьезный отрыв доминирующей компании Leroy Merlin от конкурентов. Для такой страны, как Россия, 20 британских магазинов — маловато.

«Необходимо выстраивать некую стратегию, а Castorama за 12 лет присутствия в стране строила по полтора магазина в год. Это – вообще ни о чем. Если те же продовольственные сети росли в гораздо больших масштабах и построили больше гипермаркетов», - отметил эксперт.

По его словам, Leroy Merlin куда активнее инвестирует и строится в России, а магазины сети приносят довольно серьезную прибыль. Castorama надо было определяться: либо вкладывать средства, либо завершать работу. Видимо, компания предпочла ориентироваться на другие страны своего присутствия.

«Когда акционеры глобальной компании смотрят на результаты, они рассуждают языком цифр – насколько выгодно им находиться в той или иной стране, насколько у них там доминирующее положение, насколько можно увеличить доходы», - пояснил Карпов.

Если в результате анализа у акционеров возникают сомнения и вопросы по поводу будущего в этой стране, может быть принято решение о продаже, добавил он. В качестве примера эксперт привел финскую сеть строительных гипермаркетов K-Rauta, которая уступила свои магазины Leroy Merlin. Рынок непрерывно концентрируется и становится более узким с точки зрения количества игроков. «В определенный момент надо принимать решение», - подчеркнул Карпов.

Эксперт заметил, что российский рынок строительных материалов является слаборазвитым, и количество магазинов в стране можно было бы увеличивать на пару порядков. «Количество строительных рынков в России остается значительным. Продовольственные гипермаркеты типа „Ашана“, когда приходили в Россию, тоже конкурировали с рынками. И сетевая продовольственная торговля победила», — напомнил эксперт.

В добавок к Leroy Merlin в России в последнее время наблюдается развитие сети «Петрович» из Санкт-Петербурга, которая также имеет достаточно серьезные планы, и даже четвертое место Castorama нельзя было считать константой, уверен эксперт. Так, «Ашан» в своем сегменте по итогам года уже оказался на пятом месте, хотя долгое время оставался на третьем.

«Любое место нужно постоянно подтверждать. Нужно увеличивать количество магазинов, развиваться. Акционеры решили не инвестировать в развитие, а заканчивать историю с присутствием», — заключил Карпов.

Он напомнил, что большое количество магазинов позволяет предлагать более низкие цены на рынке из-за улучшения переговорной позиции с поставщиками. Если у компании доля стагнирует, а у конкурентов увеличивается, то нужно выбирать: инвестировать или уходить. «Нельзя не работать над развитием», - подчеркнул он.

При этом размер выручки, которую получали магазины Castorama в России, можно было бы признать вполне приличной, учитывая кризис, состояние рынка и валютный курс. Но, видимо, акционеров этот показатель не устроил. Гипермаркет в нашей стране окупается за 3-5 лет. Получается, что компания свои затраты уже многократно превысила, если рассматривать присутствие в РФ с 2006 года.

Системные ошибки и внутренние проблемы

Независимый финансово-экономический эксперт Александр Трифонов считает, что компания Kingfisher, владеющая сетью гипермаркетов Castorama, испытывает определенные внутренние проблемы, связанные с ошибками в выборе стратегии развития в России. Она серьезно уступала на рынке ритейла таким конкурентам, как OBI и Leroy Merlin.

Компания не уделяла серьезного внимания рекламе своей деятельности в России и не смогла сравняться с конкурентами в количестве ассортимента товара, считает эксперт. Это помешало найти и занять нишу на рынке, показать собственные преимущества. «Это были ошибки в развитии. А то, что Castorama сворачивает деятельность в Португалии и Испании, указывает на внутренние проблемы, не связанные политикой и имеющие чисто экономический аспект», - подчеркнул Трифонов.

Кроме того, владелец сети Castorama — компания Kingfisher — не смогла наладить устойчивые связи с российскими производителями, как это сделали в Leroy Merlin, добавил эксперт. Все эти ошибки привели к снижению доходов, а потом и к убыткам, после чего было принято решение об уходе.

Не исключено, что часть гипермаркетов Castorama будет куплена Leroy Merlin, активно развивающейся и выдавливающей конкурентов с российского рынка. Британскому же бизнесу в связи с выходом страны из ЕС будет все тяжелее работать во многих европейских странах. Это системная причина.

Реклама

Реклама