Детище разрыва с Украиной и реанимации советского авиапрома. Как Ил‐112В сменит Ан‐26 | 360°

29 марта 2019, 00:01

Детище разрыва с Украиной и реанимации советского авиапрома. Как Ил‐112В сменит Ан‐26

Читать 360 в

Одобрено начало летных испытаний новейшего российского легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Его разрабатывают с 2014 года. Воздушное судно станет первым в ряду машин такого класса, созданных в России со времен распада СССР.

Новый Ил призван заменить армейские Ан-26, эксплуатационный период которых истекает. Около 50% парка устаревших транспортников нужно сменить до 2030 года, а 90% — до 2032-го. Первый Ил-112В уже передан на летно-испытательную станцию и готовится к стартовому полету.

Реклама

Машина способна справиться с задачами, которые ставят Министерство обороны и командование ВКС, лучше, чем западные аналоги. Ей также могут со временем заинтересоваться гражданские перевозчики. Рождению Ил-112В способствовали разрыв отношений с авиационными предприятиями Украины и наработки отечественных конструкторов, замороженные еще с советских времен. Но самолет является при этом современным и перспективным, считают эксперты, опрошенные «360».

Продукт «разморозки» собственных наработок

Военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов подчеркнул, что Ил-112В является более современным самолетом, чем Ан-26, который ему предстоит заменить в российской армии. Его можно в некоторой степени считать среднемагистральным. Эта легкая военно-транспортная машина предназначена для перевозки небольшого количества грузов. Для российской армии она является крайне необходимой.

Разрабатывать такой самолет поначалу пытались совместно с Украиной, еще до обострения отношений между нашими странами. «Планировалось, что Украина разработает транспортный самолет небольшой грузоподъемности, очень востребованный в наших войсках», — пояснил эксперт.

Однако в связи с ухудшением ситуации на Украине было принято решение вернуться к собственным разработкам. «И я не стал бы говорить о том, что он создавался на базе украинского Ан-26», — добавил Кнутов.

По мнению эксперта, разработку такого самолета нужно было начать даже раньше, поскольку украинский Ан-26 уже устарел морально и технически. Кроме того, к нему уже нет запасных частей. Испытания новой машины позволят России закрыть брешь в военно-транспортной авиации, а также реализовать стратегию активной обороны, заявленную начальником Генерального штаба РФ. «Такая машина позволит нам достаточно быстро и эффективно перебрасывать легкую технику, личный состав и грузы», — пояснил эксперт.

Для грузов в новом самолете предусмотрена система универсальных креплений, которая расширяет возможности транспортировки. Такой тип машин может использовать для взлета и посадки даже грунтовые полосы, что является большим преимуществом. Хотя в настоящее время российские ВКС на территории всей страны занимаются восстановлением аэродромов — того потенциала, который существовал в Советском Союзе. «Взлетно-посадочные полосы во многих местах приводятся в порядок, что позволит использовать реактивную авиацию, а не только турбовинтовую, к которой относится Ил-112В», — сказал Кнутов.

По его мнению, если проект пойдет успешно, им могут заинтересоваться и гражданские авиакомпании. Для них, возможно, создадут специальную модификацию, которая будет активно востребована на рынке грузовых перевозок.

Пока самолет лишь проходит испытания, поэтому говорить, как он покажет себя в эксплуатации, преждевременно, считает эксперт. Как правило, аналогичные машины западных стран имеют преимущества перед российскими в электронике, которая используется на борту, и в двигателях, которые являются более экономичными и мощными.

«Но надо отдать должное. Мы сейчас начинаем совершать прорыв в области авиастроения. Те двигатели, которые создаются у нас для гражданских самолетов, порой не уступают, а даже превосходят существующие аналоги на Западе», — сказал Кнутов.

Кроме того, в России создают материалы, позволяющие делать композитные крылья. Они легче, что ведет к сокращению расхода топлива. Двигателю не обязательно быть слишком мощным из-за снижения веса самолета. Что касается авионики — той самой электроники на борту, — мы тоже набираем необходимый опыт.

«В частности, создание наших военных самолетов, таких как Су-57, Су-35 и аналогичных, позволяет выйти в области электроники на одно из ведущих мест. Поэтому та схема, которая сейчас у нас применяется — через развитие оборонно-промышленного комплекса подтягивать гражданские предприятия, — начинает давать результаты», — пояснил эксперт.

Учитывая российский климат, систему обслуживания, состояние аэродромов, Ил-112В наиболее полно будет отвечать тем задачам, которые перед ним ставят Минобороны и командование ВКС. «Я даже думаю, что западноевропейские самолеты вряд ли смогли бы выполнять те задачи, которые выполняют наши транспортные самолеты, в силу особенностей климата и аэродромной сети», — считает Кнутов.

Долгое время в России не создавали самолетов подобного класса. Это было связано, по словам эксперта, с российско-украинским сотрудничеством. Украина разрабатывала самолеты такого типа, имея хорошую техническую базу и научную школу. Россия интересовалась этой продукцией ради хороших отношений с соседней страной, поддержки ее производства и работавшего на заводах «Антонова» персонала. «А наши проекты просто заморозили. В ущерб себе, российскому военно-промышленному комплексу. Это было политическое решение», — полагает эксперт.

После ухудшения отношений с Украиной и частичного перехода концерна «Антонов» под контроль Китая его заводы стали менять номенклатуру производимых самолетов. И Россия решила завершить ранее начатый проект, результатом которого и стал Ил-112В конструкторского бюро «Ильюшина».

«Тем более, что разработки там велись достаточно серьезные. Всего лишь нужны были политическая воля, соответствующее распоряжение Министерства обороны и нормальное финансирование для реализации проекта. Что и произошло в последнее время», — сказал Кнутов.

Чтобы доработать машину, по мнению эксперта, потребуется год-полтора. Спустя некоторое время самолет не будет выглядеть сырым и начнет выполнять свои задачи с высоким качеством.

Знаковый проект

Военный обозреватель Виктор Литовкин отметил, что между Ан-26, который был произведен в 60-х годах прошлого века, и современным самолетом большая разница. На Ил-112В установлены новые двигатели, при его производстве используются новые материалы, новые системы управления, радиолокационная станция. «Поэтому говорить о том, что он является аналогом Ан-26, несерьезно», — сказал эксперт.

Прежней останется лишь сфера применения новой машины. Ил-112В — военно-транспортный самолет, предназначенный для переброски войск, техники, боеприпасов и снаряжения в интересах Минобороны и национальной безопасности, добавил Литовкин.

По мнению эксперта, сравнивать характеристики нового российского самолета с западными аналогами пока еще рано. Однако само начало его производства — хороший признак. В России довольно долго не конструировали самолеты подобного класса. Причина этого проста. Дело в том, что правительство российских «младореформаторов» в начале 1990-х считало, что авиационная промышленность России ни к чему. «Мы будем все покупать на Западе, нам будут все продавать самое лучшее — и мы будем этим пользоваться», — пояснил позицию тогдашних властей Литовкин.

Однако довольно быстро выяснилось, что представление о Западе, который в ответ на прощание страны с коммунистической идеей снабдит нас собственными передовыми разработками, является наивным. «Никто не отменял на земном шаре конкуренции. Даже на уровне государств. Поэтому отказ от авиационной промышленности, который мы допустили в 90-е годы, аукается нам до сих пор», — сказал эксперт.

Именно поэтому, подчеркнул Литовкин, в России пока нет собственных хороших пассажирских и военно-транспортных самолетов, современных двигателей к ним. «Вот теперь мы пытаемся наладить это производство с начала. А начинать с начала такие высокотехнологичные, сложные производства очень трудно», — пояснил эксперт.

Германии и Японии, к примеру, по итогам Второй мировой войны было запрещено производить свои военные самолеты, танки и тяжелое вооружение. Только спустя 70 лет, подчеркнул Литовкин, они начинают выбираться из этой ямы. И даже сейчас ни одно из двух этих государств не сможет самостоятельно произвести боевые самолеты.

«Немцы делают только совместно с французами, японцы — только с американцами. Суверенное производство, особенно чего-то высокотехнологичного, может позволить себе только высокоразвитая страна. Суверенная, независимая, которая защищает свои национальные интересы на всех фронтах», — подытожил Виктор Литовкин.

Реклама

Реклама